Лекарство от экстремизма

navigate_before
navigate_next

С прошлого года в республике ведется подготовка к введению в школах спецкурса «Основы религиозных культур и светской этики». С коллегами занимаются почти три десятка тренеров-преподавателей, которые уже успели повысить свои знания на эту тему. Весенние каникулы не стали исключением. Шесть с половиной сотен учителей за это время должны прояснить нюансы преподавания непростой науки «духовно-нравственного воспитания». На днях двести из них были приглашены на встречу с автором учебника «Основы православной культуры» Андреем Кураевым.
В зале Чебоксарского кооперативного института, где проходила встреча, был аншлаг, дежурные носили дополнительные стулья, а гость тем временем с места в карьер указал собравшимся на «столик для флешек». Желающим тут же скачивали текст упомянутого учебника. Интересно, что в республику уже поступило 44 тысячи экземпляров учебной литературы по новому учебному курсу, и еще до начала занятий в последней четверти каждый ученик 4 класса, который с 3 апреля приступит к изучению ОПК и других модулей вводимого курса, получит учебник по выбранному модулю, а каждый родитель соответственно книгу для родителя. Однако, как объяснил гость, текст учебника был сильно урезан при издании, причем «отрезано» было, по его мнению, много важного. Народ пошел к столику с флешками в массовом порядке. Поэтому лекция об основах религиозных культур началась лишь после этой научно-прогрессивной паузы.
Протодиакон, несмотря на «большую проделанную работу», а он объехал уже 16 регионов, где будет апробироваться новый курс, был в прекрасной форме, доброжелателен и остроумен и направлял дозированные порции агрессии лишь в стан «врагов учебника и нового курса». Он вообще сразу же успокоил учителей, что приехал в качестве психотерапевта. Поэтому напутствовал собравшихся: «Не беспокойтесь, все у вас получится».
Напутствие оказалось нелишним. Сидевшие рядом с автором этих строк несколько педагогов постоянно вздыхали о том, что на их голову свалилась еще одна нагрузка и что, видимо, в дальнейшем будет еще тяжелее.
Между тем лектор говорил о сложных вещах просто и увлекательно, как и подобает талантливому оратору и педагогу. А его лекция уже сама по себе служила неким образцом урока нового курса. Правда, для детей постарше четвероклассников. Почти все, о чем вещал московский гость, можно без труда найти на его интернет-странице, и, видимо, именно туда заглянут педагоги после его энергичной и емкой речи. Кураев хорошо известен как автор многочисленных книг, в том числе о кино, феномене Гарри Поттера и «Мастера и Маргариты». Поэтому призыв «не бояться» он тоже соединил с литературой. Вернее, с ее преподаванием. Ведь литературные миры так схожи с мирами религий, считает профессор Московской духовной академии. И задача педагога – влюбить ребенка в эти миры. Он даже заранее порадовался тому, что новый курс вообще сильно поможет как историкам, так и «литераторам». Например, если ОПК дойдет до 10 класса, то современной молодежи можно будет, наконец, разобраться в вопросе, почему же Татьяна Ларина отказала Онегину? Многие современные Татьяны этого искренне не понимают.
Однако литература литературой, но автор учебника не преминул обозначить и политическую задачу эксперимента. «Наш курс – это судорожная попытка России спасти саму себя», – утверждает он. И объясняет почему. В школу возвращается воспитание, которое было удалено оттуда в предыдущие два десятилетия. В свое время понадеялись на родителей. Родителям же оказалось не до этого, и единственным воспитателем поколения стал «телеящик» с передачами, пропитанными культом наживы и насилия, с проповедями комфорта и дурно понятой свободы. Поэтому теперь стоит потрудиться найти ориентиры. Понять, например, что если у нас в стране много языков и культур – это не проблема, а богатство, и только знание о «другом» может стать лекарством от экстремизма.
Лектор надеется, что после эксперимента духовно-нравственное воспитание с курсом ОПК непременно станет общешкольным предметом. Вот тогда учить основам религиозных культур лучше всего по одной четверти в каждом из 11 классов.
Технической же задачей представитель Русской православной церкви объявил создание модели выбора для родителей, свободу которого так важно соблюсти. Результаты местных опросов родителей по выбору нового предмета на сегодня выглядят весьма сбалансированно («Основы православной культуры» – 34,8%, «Основы мировых религиозных культур» – 32,8%, «Основы светской этики» – 30,6%, «Основы исламской культуры» – 1,8%). Однако гость не стал делать реверансов в сторону принимающей стороны и без обиняков заявил, что во всех без исключения регионах Мин-образования это дело провалило. То есть свободного выбора предоставлено нигде не было.
В то же время гость пояснил, что именно от православных педагогов он ожидает высшего педагогического мастерства. Мастерство, как выяснилось, заключается в умении рассказать о православии детям азербайджанских гастарбайтеров, а об иудаизме братьям-славянам. Потому что предмет этот светский, без всяких признаков конфессионального императива и разделения людей по конфессиям. Про жития святых в новом учебнике речи не ведется. Кураев даже признался, что для себя в школе он бы непременно выбрал «Основы иудейской культуры», столько там всего удивительного. И уловив шорох убегающих с лекции студентов, объяснил, чем отличаются люди университетской культуры от людей культуры «пэтэушной». От уровня образования это не зависит, просто первые всегда воспринимают новые знания с радостью. Вторые – как принудиловку.
Наши педагоги завалили А. Кураева различными вопросами. Не во всех регионах просвещенная публика была столь активна. Например, как свидетельствуют СМИ, в Екатеринбурге педагоги не задали автору учебника ни одного вопроса. Наших же учителей интересовало многое. От темы проведения экскурсии в храм до вопросов, можно ли с детьми говорить о Боге и как это делать. То есть будущие преподаватели ОПК проявили себя как истинные люди университетской культуры. Поэтому есть надежда, что предмет в наших школах принудиловкой не станет. Как заключил автор учебника, в новом курсе он видит большой миссионерский потенциал, и даже не для детей, а в первую очередь для самих учителей. Потому что многие из них впервые в жизни обратятся к светлым сторонам этого мира, да еще с профессиональной стороны.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.