«Три толстяка»: подростковая революция в театре кукол

Сказка о вечном

Чувашский театр кукол заканчивает 2020 год большими премьерами. Уже четвертый год наши кукольники участвуют в реализации федерального партийного проекта «Культура малой родины». За это время в репертуаре театра появилось девять новых спектаклей по произведениям русской и зарубежной детской классики, национальных авторов и пьесам современных драматургов. Дополнительное финансирование дает возможность не только создать кукол и декорации, но и пригласить членов постановочной команды из других городов, ведь новые люди — это другой подход, новый взгляд и новый опыт для коллектива театра.
В «Трех толстяках» по одноименной сказке Юрия Олеши приглашенный не только режиссер (художественный руководитель Сахалинского областного театра кукол Антонина Добролюбова), но и художник (Лариса Микина-Прободяк — главный художник Гродненского театра кукол), а световое оформление делала Елена Древалева из Большого театра. Отдельно стоит отметить участие в постановке одного из лучших хип-хоп танцоров России — Жеки Монгола (Евгения Ясмакова).
Сказка Олеши, какой мы ее помним, — это история о революции, восстании народа, борьбе смелых, честных и справедливых молодых людей против богачей, обжор и бездельников, о борьбе добра со злом, которая происходит в душе наследника Тутти (он из капризного избалованного мальчишки с «железным сердцем» становится отважным и преданным другом). В известном фильме Алексея Баталова стреляют пушки и льется кровь. Здесь же ничего подобного нет. Идеологическая сторона произведения отходит на задний план, и акцентируются в первую очередь проблемы человеческих отношений, актуальные для подростков и их родителей.
История начинается с того, что тринадцатилетняя Суок спрашивает гимнаста Тибула, как она оказалась в бродячем цирке. Ей важно знать правду, какой бы неприятной она ни была. И хотя этот разговор одинаково непростой и для нее, и для Тибула, хотя девочку задевают его слова про «чумазого заморыша», да и ситуация, что ее хотели «как бы случайно уронить с моста», — между ними есть контакт и доверие. Когда Тутти спрашивает Суок, за что она любит Тибула, девочка отвечает, что он честный и умеет ходить по канату.
Совсем другая модель отношений у наследника и его «трех пап»: они его постоянно контролируют, ограничивают общение с другими детьми и лгут о самых важных вещах.
За образом толстяков, которые, как и все остальные «фальшивые» люди, представлены на сцене в виде кукол, просматривается, конечно, не только родительская фигура, но и обобщенное представление о тоталитарном государстве с его казенными учреждениями (даже маленький зритель узнает закрытые двери с характерными надписями «Вход» и «Выход»). Особенно эффектно это выглядит, когда разъединенные головы толстяков вещают с высоты мобильных конструкций, напоминающих то ли линию электропередач, то ли нефтяные вышки.
Неизбежный бунт проявляется не в пушечной стрельбе и убийствах, а в перемене тона, новой прическе, одежде. Но истоки у него все те же: попытка найти себя и свое место в мире, обрести друзей, потребность в уважении и понимании, общении со взрослыми на равных.
Хочется отметить замечательную игру Николая и Эльвиры Соколовых, которым удалось передать подростковую резкость, смену настроений, полудетскую пластику, смесь цинизма и чувствительности, по которой мы все узнаем этот возраст.
Спектакль веселый, динамичный, полный танцев и энергичной музыки, а также неожиданных визуальных эффектов, понравится не только тинейджерам, но и ребятне помладше. Малыши на премьере восхищенно ахали, когда вместо куклы вдруг появилась девочка, пританцовывали в креслах, а домой просились всего одни раз — в самый драматичный момент, когда выяснилось, что слова об отмене казни — неправда.
Но для них предназначена скорее вторая премьера месяца, «Серебряное копытце» Павла Бажова, которую покажут 25 декабря. Волшебный спектакль с использованием кукол-марионеток и современных способов передачи пространства с элементами 3D-эффекта поставил художественный руководитель театра Юрий Филиппов, а музыку к нему написал Андрей Галкин.
В этот же день театр, пусть и с некоторым запозданием, отмечает свой 75-летний юбилей и с радостью открывает двери для старых и новых друзей.

 

 

Фото: Бунтующий наследник Тутти превращается в обычного подростка в растянутом свитере.

Опубликовано: 24 декабря 2020 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.