Рецепта нет, а лечение эффективно
Кто из нас не слышал от друзей или родных, что пока ничего не беспокоит, то к врачам лучше не обращаться, а то они обязательно «что-нибудь найдут». К сожалению, при онкологических заболеваниях такой подход к здоровью бесперспективен. Человек может долго себя чувствовать относительно хорошо, но опухолевый процесс при этом уже развивается, и когда появятся симптомы, лечиться будет намного сложнее. Выявить рак на ранней стадии — значит, спасти жизнь.
Разумное поведение спасает жизнь
А как его выявить, если симптомов нет? Ответ прост: это возможно только при условии, когда человек не просто следит за своим самочувствием, но и систематически проходит диспансеризацию или профосмотр. Участковые врачи и врачи общей практики могут рассказать десятки историй о своих пациентах, которые «просто пришли на медосмотр» и успели «поймать» онкозаболевание на самой ранней стадии. А сколько таких историй у профильных специалистов?!
Заведующий онкологическим отделением № 1 Республиканского клинического онкодиспансера Вячеслав Григорьев убежден, что обычные медосмотры спасли тысячи жизней. К нему и его коллегам нередко приходят пациенты, которые делали обычное УЗИ брюшной полости, а у них обнаруживали опухоли почек, мочевого пузыря, о которых они не подозревали, потому что процесс только начинался. В таких случаях лечение проходит быстро, и ремиссия бывает длительной: люди продолжают жить обычной жизнью и работать. Благодаря нацпроекту в республике не просто закуплено современное оборудование, но и врачи обучены на нем работать. Дело остается за малым — чтобы сами жители республики проявили заинтересованность в сохранении своего здоровья. К сожалению, мы часто ведем себя по принципу «пока жареный петух не клюнет».
Екатерина Владимировна узнала об опухоли молочной железы случайно — вспомнила, что давно не обследовалась и, увидев передвижной маммографический кабинет, решила потратить немного времени и сделать снимки. После обследования она расстроилась, что ей крупно не повезло: у нее обнаружилось небольшое новообразование. Но когда легла на операцию, поняла, что у нее замечательный ангел-хранитель. Она так и говорит: «Меня словно в бок кто толкнул, мол, не зря маммограф прямо во двор ко мне приехал, надо воспользоваться. А ведь со мной лежали женщины, которые не обследовались, хотя чувствовали, что есть проблемы. Боялись, что «горошинка» в груди окажется раковой опухолью. Все надеялись, может, рассосется. А в итоге только болезнь запустили».
Увы, так бывает: страх узнать о своем заболевании оказывается сильнее разумных доводов. И люди тянут с визитом к врачу в надежде, что само пройдет.
КСТАТИ
Целевой показатель нацпроекта «Здравоохранение» по выявлению злокачественных новообразований на 1-2 стадии — 54,9%. В Чувашии этот показатель по итогам девяти месяцев текущего года — 56,6%.
Большую роль играет здесь и поддержка родных. Если пожилая мама тянет с визитом к врачу, есть смысл пойти вместе с ней. Нередко мужчины избегают посещения поликлиники, иногда даже бравируют, что не знают, кто их доктор. И тут важно, чтобы супруга поддержала мужа, помогла ему преодолеть страх. Медицинский психолог Татьяна Владимирова уверяет, что многие пациенты чувствуют свою беспомощность на приеме у доктора, и это рождает страх. Они не знают, как будут реагировать их родственники, если обнаружится болезнь: вдруг станут обузой в семье.
Поддержка утраивает силы
К сожалению, действительно бывает всякое. Наталья уже семь лет не была у своих свекров, с тех самых пор, как ей поставили диагноз рак молочной железы. От болезни остался только небольшой шрам на теле. Она работает, растит детей, в ее жизни все хорошо, кроме отношений с родителями мужа. Когда врачи сказали, что у нее рак и предстоит операция, она не стала это скрывать. Мать мужа тут же предложила сыну уйти от больной жены и запретила приходить к ним, чтобы не заразить их. Женщина где-то услышала, что рак вызывают вирусы, и с тех пор не общается не только с невесткой, но и с сыном, и с внуками. Это очень печально, ведь она сама не застрахована от болезни.
Человек, заболевший раком, нуждается в поддержке родных и близких, но большинство из нас не знает, как ее оказать. Еще одна пациентка онкодиспансера переживала, что почти все ее подруги прекратили с ней общаться. Кто-то без объяснений, а кто-то высказался, мол, с таким заболеванием ничего нельзя: ни в кафе, ни в путешествие, ни на природу. Но ведь это совсем не так. Вокруг нас очень много людей, перенесших онкологическое заболевание, и мы даже не подозреваем об этом. Не у каждого есть силы рассказать окружающим о своем самочувствии. А вот Елена Александровна, учительница чебоксарской школы, сразу в коллективе объявила, где и от чего она лечится. Сейчас у нее все замечательно, и она с нежностью говорит о коллегах, которые ее подменяли, когда она была на процедурах, помогали заполнять многочисленную документацию. И учеников, которые вдруг стали учиться на «четверки» и «пятерки», чтобы любимый педагог не расстраивался.
Оказывается, самое сложное — это правильно просить о помощи. Лучше это делать не с позиции обиженного судьбой, а так, как мы просим помощи на работе, по-деловому. Но вначале надо очень точно самому понять и даже составить список, какая помощь нужна: посидеть с ребенком, купить продукты или лекарства, приготовить обед, составить компанию на прогулке или просто поболтать. Когда человек понимает, что конкретно от него хотят, видят, что объем предстоящей работы конечен, ему проще согласиться выполнить просьбу. Особенно, если при этом его не шантажируют болезнью, а просто объясняют: «Хочу прогуляться, но одной скучно и страшновато, можешь составить компанию?» И конечно, благодарить за помощь. Помним, что доброе слово и кошке приятно.
После списка нужных дел надо подумать, а кто может быть в помощниках? Муж или жена, родители, друзья, добрые соседи? При этом надо быть готовым к отказам: просто потому, что людям бывает тяжело принять болезнь близкого человека.
Запоздалый визит
Пенсионерка Галина Алексеевна вспоминает у психолога, что несколько лет назад у ее лучшей подруги обнаружили рак. Узнав об этом, она сутками плакала от свалившейся беды, но не могла перешагнуть через себя и навестить ее. Казалось бы, время лечит, однако чувство вины, что она предала подругу, до сих пор ее мучает. Если бы в ту пору она знала, что можно прийти к психологу, который бы помог ей быть решительнее, она бы обратилась к нему.
Визит к психологу бывает нужен не только заболевшему, но и его родственникам. В таких случаях надо очень быстро переформатировать отношения, иногда это сделать самостоятельно не получается. И онкопсихолог поможет в этом. При этом не надо думать, что вы бестолковы, потому что не можете справиться сами. Нас не учат общаться с больными родственниками, не учат говорить о смерти, мы не умеем вести себя с людьми, которые могут умереть. А психолог все это знает и может научить нас это делать.
Позвольте вас вылечить
Благодаря национальному проекту «Здравоохранение» в Республиканский клинический онкологический диспансер поставлено высокотехнологичное медицинское оборудование для диагностики и лечения рака. Только различных томографов здесь семь единиц, более десятка современных ультразвуковых аппаратов. Врачи ежедневно обследуют пациентов и делают им операции при помощи видеоэндоскопических комплексов для гастро- и колоноскопии, бронхоскопии, применяются эти комплексы для выполнения торакальных, абдоминальных и гинекологических операций. Список можно продолжать, потому что оборудование поступает постоянно, прямо сейчас в диспансере идет отладка лучевого ускорителя — это суперсовременное оборудование, а недавно полученный автоматический гематологический анализатор уже работает в лаборатории на полную мощность.
Все это нужно для того, чтобы максимально быстро поставить диагноз и начать лечить пациентов. Но… есть одно очень большое «но». Чтобы это служило выздоровлению заболевших, всем нам нужно научиться систематически приходить на прием к врачам, чтобы обследоваться. Только это поможет выявить опухолевые процессы на ранних стадиях, когда еще нет необратимых последствий, и лечение проводится быстро и эффективно. Да, рецепта от рака нет, зато есть лечение.
Фото Олега Мальцева
Пациенты, заболевшие раком, порой нуждаются в поддержке больше, чем при другом заболевании. Вместе с медицинским психологом Татьяной Владимировой они учатся ценить и любить жизнь в новых реалиях.