В нашу республику православная вера привела француза Базиля Паскье, который теперь носит имя отца Василия и является настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах. А есть ли среди наших земляков такие, кого вера позвала в далекие края?
О. Шадрина, Чебоксары.
В первую очередь, это, конечно, Никита Яковлевич Бичурин, известный еще и как монах Иакинф, 14 лет проживший в Китае и ставший к тому же первым ученым из России, основательно изучавшим историю народов Центральной и Средней Азии. Он прожил в Китае почти полтора десятка лет, составил китайско-русский словарь, перевел свод учений Конфуция и солидные труды китайских географов и историков. Сейчас на Афоне в Греции живут два выходца из нашей республики. Инок Паисий родом из Яльчикского района, а отец Авраамий, настоятель русского скита Св. Модеста, приехал туда из Чебоксар. Недавно в журнале «Нескучный сад» появилась информация об абхазских пустынниках, которые живут высоко в горах. Как пишет издание, пустынножительство не прерывалось здесь даже в советское время. Те, кто ищет уединения, и сегодня уходят в горы и селятся там небольшими общинами или поодиночке. Такими отшельницами стали в свое время монахини мать и дочь Злата и Селафиила. Когда-то они жили в Чебоксарах, мама растила одна дочь и сына, дети с детства были верующими. В 1983 году, когда сын вернулся из армии, а дочь окончила школу, они уехали из Чебоксар в Сухум, а потом ушли в горы. Через три года сын «спустился», сейчас живет обычной семейной жизнью. А мама с дочкой остались в горах на девятнадцать лет, присоединившись к пустынножительной общине. В общине этой два десятка человек. Живут в кельях, построенных собственными руками. В советское время им приходилось прятаться от властей. До войны 1992–1993 годов и Троице-Сергиева лавра, и другие монастыри помогали пустынникам, привозили продукты. Все это доставлялось до определенного места, дальше дорог не было, и пустынники, в том числе и женщины, несли все на себе. Во время войны доставка продуктов из России стала невозможной. Для отшельников это было тяжелейшим испытанием. Ели тогда все, что росло в горах: грибы, каштаны, желуди. За девятнадцать лет матушка Селафиила, попавшая туда 17-летней девушкой, не спускалась вниз ни разу. И только в 2002 году, когда тяжело заболела мать, обеим отшельницам пришлось вернуться в город. Теперь они живут в маленьком домике на окраине Сухума. Кстати, в советское время этот город был центром православной жизни Абхазии.