Директор чебоксарской гимназии № 5 нечасто дает интервью, особенно в августе, когда все школы готовятся к началу учебного года, и ей не остается времени на встречи с журналистами — их в этот период всегда опережают специалисты из управления образования, строители, учителя и родители гимназистов. Но где нам удалось спокойно переговорить с Инной Исаевой, так это на заседании Народного штаба Олега Николаева.
— Ваша первая профессия — пионервожатая, потом — учитель, и, наконец, директор школы. Вы представляли себе именно такую карьеру?
— Я не поступила на педфак — мечта папы не сбылась. Не набрала 0,5 балла. И пошла в 23-ю школу старшей пионервожатой. Разница с ребятами была всего два года! А сейчас они приводят к нам своих детей. Я не смогла расстаться со школой. Потом поработала учителем русского языка в 35-й школе. Получила звание «Учитель года».
Меня всегда звали в управление школой — заместителем директора. А мне хотелось свой класс, потому что это практическая конкретная работа с судьбами детей. Но однажды Виктор Валерьевич Алексеев, тогда он был директором 56-й школы, приехал ко мне в летний лагерь — мы много работали, пахали по три смены, надо было как-то выживать в те годы. Так я стала замдиректора в 56-й школе. Мы вошли в школу, из которой дети уходили, и за четыре года развернули поток в обратную сторону. Тогда я поняла, что могу делать важное не только для детей, но и для учителей дело. Потом Виктор Валерьевич ушел по карьерной лестнице, а меня оставил директором. Строить 5-ю гимназию меня пригласил Николай Васильевич Федоров.
— Каково это — быть и прорабом, и директором школы?
— Что важно в нашей профессии — это любопытство и риск. Мне повезло — в 2007 году мне предложили начать строительство гимназии, и это был риск. Я делала это впервые, действовала интуитивно. Очень помогает коммуникация и понимание задачи. Когда поступило предложение строить вторую школу, корпус Т, я рискнула уже с командой. Именно команда строила, а я была на подхвате в самые сложные моменты. Получилось настоящее командообразование, строительство нового коллектива.
— Мы общаемся с вами в стенах Народного штаба. Что вас привело сюда, где собираются сторонники Олега Николаева, его единомышленники?
— Мне нравится программа Олега Николаева. Экономику делают люди, а будущие граждане — пока дети — учатся в наших школах. Мы сегодня должны понимать, что необходимо изменить в образовании, чтобы в будущем не было стыдно за поколение, которое мы вырастили. Поэтому я стала участницей штаба, включилась в разработку программы в Министерстве образования.
Мы уже встречались с Олегом Николаевым в парламенте, меня восхищала его скромность, человеческое отношение, спокойствие. Мы сейчас участвуем в проекте Сколково «Дополненная реальность», и Олег Николаев поддержал нашу инициативу в разработке живых уроков через инсталляцию — как оживить учебник. Я вижу, что он подхватывает идеи, слышит, понимает, что хочет. Власть — это сложно и трудно, один человек ничего не может сделать. Я, как всегда, сделала шаг, чтобы встать рядом с людьми, которые хотят лучшего нашей земле, нашей республике.
— Вы участвовали в подготовке программы социально-экономического развития Чувашии и будете активным участником ее исполнения?
— Да, конечно! Проблема в системе образования сегодня — это доступность качественного образования. Поэтому наша задача — облегчить загрузку школ, убрать вторые и третьи смены. Один из главных принципов образования в наше время — открытость. А значит, нужно эффективно строить школы, чтобы они были полезными для населения, стали центром притяжения и школьников, и родителей. Новый тип школ — когда родители после уроков могут провести свои мастер-классы, научить чему-то детей. Школа может подружить поколения. На школу нужно смотреть не как на классы и парты со стульями. В программе заложено строительство многих новых школ — и это правильно!
— Таких школ, как корпус Т?
— Это уникальный корпус, я очень им горжусь. Захотелось создать место, где ребенок будет делать все руками. Интеллектуальность, академичность и теоретичность — раньше это было важно в образовании. Сейчас мы понимаем, что ребенку легче двигаться от практики, освоения ремесла — к теории. Попробовать своими руками и захотеть узнать, как это устроено. Мы назвали этот корпус — школьный завод. Пригласили родителей быть заказчиками у наших детей.
Мы видим, как горят глаза у детей в наших ремесленных мастерских, особенно у мальчишек, которые не могут сидеть и просто слушать математику, химию, физику. Пришло время конкретной практики. И корпус Т в Волжском, он так и называется — технологический. Это дополнительное пространство, которого нам не хватило в основном корпусе гимназии.
Ребенок за годы обучения должен получать не только академические знания, но и полезные для жизни навыки. Должен многое попробовать — спорт, танцы, исследования. Именно школа может предоставить эти возможности. И что еще важно — учитель может рассмотреть ученика не только в школьном процессе, но и в его увлечении. Мы делаем новую школу полного дня, школу, наполненную разными интересными событиями.
Михаил Сидоров