Фото Вячеслава Телятова
Улицы Гоголя, Горького, Кадыкова, Либкнехта, Луговая, Набережная, Октябрьская, Халтурина, первая, вторая и третья Рыбацкая слобода — к 1974 году здесь проживало более восьми тысяч человек.
«Более тысячи домовладений надо убрать и перенести в Чебоксарах из зоны затопления будущего Чебоксарского гидроузла. Основные работы по сносу сейчас проводятся на улице Горького, где надо в первую очередь освободить площадку для строительства нового порта» — так писала газета «Советская Чувашия» летом 1974 года. На снимке зима 1975–1976 годов, и кажется, что за год с лишним ничего не изменилось — по-прежнему стоит мостик через речку Чебоксарку, за ним деревянные дома на улице Набережная и Луговая, над всем этим возвышается колокольня Крестовоздвиженской церкви, а еще выше, на восточном косогоре, дымят трубы ТЭЦ-1.
Но это только кажется. Ведь если пересечь мостик и пройти до конца Набережной улицы, то мы увидим, что все идет по плану — от улицы Горького ничего не осталось, а будущий новый порт уже заявил о себе, правда, пока только двумя бетонными блоками, на месте будущей причальной стенки.
Однако имя Горького не исчезло с карты города — тогда же было принято решение назвать проспектом Максима Горького новую магистраль в северо-западном районе. Из остальных только часть улицы Халтурина сегодня сохранилась на прежнем месте, но улицы Гоголя, Кадыкова и Либкнехта со временем появились в различных районах города, а улицы Луговая и Октябрьская и до того существовали в поселках Лапсары и Сосновка. Не повезло только трем Рыбацким слободам, зато Набережных стало целых шесть: Московская, Историческая, Театральная, Пионерская, Советская и Казанская.
Интересно
С улицами тогда разобрались, а вот как быть с Крестовоздвиженской церковью Исторический памятник стоял на этом месте с начала XVIII века (колокольня, правда, была построена в конце XIX века). Много было вариантов, самым интересным считался проект треста «Росреставрация», по которому сначала на новом месте подготавливался фундамент с эстакадой, затем основания церкви и колокольни закреплялись на специальных рамах и уже после заполнения водохранилища к этим рамам подводились затопленные баржи (или что-то в этом роде). Далее из них откачивалась вода, баржи, как поплавки, всплывали вместе со зданием, и это необычное сооружение перемещалось к новому месту, поднималось по эстакаде и устанавливалось на фундамент.
Перевозка здания большого объема таким способом должна была осуществляться в стране впервые. Идея возникла в конце 1976 года и рассчитана была на максимальный подъем уровня воды (отметка 68 м), чего не случилось, и впоследствии от этой затеи отказались. Как бы там ни было, но в сентябре 1980 года единственным строением на месте бывших улиц (не считая причальной стенки) оставалась одинокая колокольня. А в ноябре и ее не стало. Пытались ли за этот месяц распилить колокольню на блоки и сохранить для последующего восстановления — вопрос, но, по крайней мере, часть барабана колокольни еще долго лежала на улице Сеспеля вместе с фрагментами других исторических зданий.