г. Чебоксары, весна 1929 года
Так выглядел город весной 1929 года. Вниз по диагонали идет улица Чернышевского, и в начале ее стоит Успенская церковь, затем дом Боне, дом Дорогова.
Далее — двухэтажный деревянный жилой дом, слева от него крыша педагогического техникума, чуть подальше дом с мезонином (дом Клюева, в ту пору НИИ). Вправо от Успенской церкви идет улица Розы Люксембург, на ней видно здание школы-коммуны (читальный зал библиотеки, затем больница). Сад имени Крупской, дом дворянского собрания, здание Главсуда, торговый ряд с купеческими домами, здания летней и зимней Рождественской церкви, дом Ходяшева, дом Иевлева — это уже Красная площадь.
От Красной площади вверх на восток шла улица Тимофея Николаева (Калинина), на ней видна Воскресенская церковь. Благовещенская церковь стояла на улице Карла Маркса, которая шла на юг от площади. Ближе к нам стоит Покровская церковь — угол Мясного (Речного) переулка и Красной площади. В начале 1930-х годов были построены первые жилые дома, дом профессуры, общежитие Совпартшколы, Дом связи, Сельхозинститут и Дом печати — при этом часть домов была снесена, но это все в правой верхней части снимка, а то, что на переднем плане, оставалось к 1975 году почти без изменений.
Речной переулок, улицы Чернышевского, Заводская, начало улиц Герцена, Нижегородская и Ленинградская — все они исчезли до 1980 года, а потом и вовсе оказались на дне залива. Дом купца Черезова, дома купцов Ефремовых, три дома на улице Композиторов Воробьевых и здание, в котором сейчас Музей чувашской вышивки, — это все, что осталось, такая вот история.
ИНТЕРЕСНО
Все пять церквей на фотографии еще действующие. Но уже в конце 1929 года началась кампания по закрытию церквей, и дальнейшая судьба их сложилась по-разному. Возьмем для примера Покровскую церковь. В декабре 1934 года было принято постановление об отмене хлебных карточек, в связи с этим в Чебоксарах выпечка хлеба должна была увеличиться до 12 тонн в день. Понадобились новые пекарни, и под одну из них решено было использовать помещение бывшей Покровской церкви.
«Чего это вы тут строите?» — пытливо всматриваясь в груды кирпича, спросила старушка. «Церкву, тетушка, переделываем на пекарню. Калачи будем печь», — ответили ей рабочие. На морщинистом лице старушки расцвела улыбка. «А ведь зря пустовала церковь-то, пекарня из нее хорошая выйдет», — заявила старушка…» — с оптимизмом писала об этом газета «Красная Чувашия» («Советская Чувашия» с 1953 года) 16 декабря 1934 года. Так и выпекали хлеб в помещениях церкви все последующие годы, а исчезла она летом 1980-го.
Фото из архива, реставрация и ретушь Владимира Трофимова
Рубрика «История в фотографиях» выходит в рамках проекта «Моя Чувашия — вместе строить, вместе жить!», посвященного подготовке к празднованию 550–летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области, популяризации знаний об истории и сегодняшнем дне родного края и выпускаемого при поддержке Мининформполитики Чувашии.
Бывал я мальцом на хлебозаводе в бывшей Покровской церкви. Отец там работал кочегаром. Когда уходил мне отец большие баранки ( или как они назывались) за 5 копеек по карманами рассовывал. Ничего, охрана пропускала. 60-годы.