Сегодня о нем напоминают лишь святой источник да старинные кирпичи
Вотчина и насельники монастыря
В первые годы пустынь не имела земельных угодий, монахи питались мирским подаянием от «грацких жителей», ездили на проходящие по Волге струги «с молебнами и святой водой». Монастырь активно расширял свои владения. В 1693 г. ему был пожалован большой участок выморочной земли близ чувашской деревни Сорма Маряево, Тинсарино тоже Чебоксарского уезда, где он основал село Русская Сорма (нынче Аликовского района).
Чувашское предание рассказывает об обмане при сделке с землей: прибывший «хоратум» (черноризец) попросил крестьян продать клочок земли, на который можно уложить семь быков; после того как быков закололи, из их шкур нарезали полосы, которыми монах отмерил огромный участок пашни. В середине XVIII в. монастырю принадлежало уже 400,5 десятин пашни, 340 десятин сенокосов, 2020 десятин пашенного и непашенного леса, 255 ревизских душ в деревнях Подгородная слобода, Голодяиха, селе Русская Сорма, четыре мельницы, то есть он являлся средним землевладельцем.
Рядом с пустынью возникла небольшая Подгородная (Геронтьевская) слобода, населенная ее крепостными крестьянами. Они не имели земли и существовали за счет того, что брали на оброк рыбные ловли пустыни («в той рыбной ловле всегда находятся, и ту рыбу продают, и на те деньги покупают себе хлеб»). В 1940 г. Геронтьевская слобода вошла в городскую черту. Дома ее жителей были снесены в конце 1970-х гг. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС.
Петр I и его преемники проводили политику экономического давления на монастыри, при этом маловотчинные и малолюдные присоединялись к крупным. В 1723–1724 гг. в Спасо-Преображенскую пустынь были переведены монахи упраздненного Цивильского Вознесенского монастыря. В 1724 г. она сама была приписана к Козьмодемьянскому Спасо-Юнгинскому монастырю, куда взяты ее настоятель Иона с братией. Это было сделано вопреки указанию упомянутой грамоты Ивана и Петра Алексеевичей не приписывать пустынь к другим монастырям. С 1730 г. она вновь упоминается в документах.
НАША СПРАВКА
По «древнему установлению» пустынью управляли строители (настоятели), затем игумены, после оставления ее за штатом — вновь строители. По определению Монастырского приказа в пустыне полагалось иметь 11 монахов и 14 монастырских служителей из крепостных крестьян. После 1764 г. указным предписанием положено иметь строителя, 3 иеромонахов, 1 иеродиакона, 2 монахов. Со времен Петра I в монастыре находились отставные солдаты и моряки, присланные «на пропитание» по указам Казанской духовной консистории.
Заштатный монастырь
По секуляризационной реформе 1764 г. Геронтьевскую пустынь предполагалось упразднить, поэтому ее пашни и сенокосы отошли к бывшим монастырским крестьянам, мельницы и рыбные ловли сданы в оброчное содержание частным лицам. Местные помещики и горожане обратились к казанскому архиепископу Вениамину с просьбой не закрывать монастырь, обязавшись доставлять на пропитание монахов по 100 рублей и 50 четвертей хлеба в год. Благодаря их заступничеству пустынь была оставлена на собственном содержании. В 1766 г. ей вернули три мельницы (кроме Голодяевской), рыбные ловли и доходы, полученные с них за два года.
Заштатная пустынь быстро захирела: оброчные доходы были малы, подаяний от горожан, разоренных грандиозным пожаром 1773 г., не поступало, в итоге монахи «претерпевали нужду», а монастырские строения ветшали. В 1777–1789 гг. для улучшения экономического состояния пустыни к ней была приписана упраздненная в 1764 г. Владимирская подгородная пустынь. В 1797 г. пустыни назначена казенная милостинная дача в размере 300 рублей в год. В 1798 г. в совместное владение Геронтьевской, Царевококшайской Мироносицкой пустыням и Чебоксарскому Троицкому монастырю пожалованы рыбные ловли в 9 озерах по обоим берегам Волги в Козьмодемьянском уезде.
Приписная пустынь
В 1831 г. пустынь приписали к Троицкому монастырю для улучшения его материального положения. В 1838 г. она была упразднена и окончательно причислена к нему. Здания и имущество охранял монастырский послушник, в одиночестве проживавший при церкви. Лишь в редкие дни, когда в пустынь приходили монахи головного монастыря для служения литургии, она наполнялась голосами и движением.
Троицкий монастырь был беден, денег на содержание пустыни не хватало. В 1901 г. один из путешественников писал: «Только соловьиное пение оглашало величавую тишину Спасо-Гиеронтьевской пустыни, давно уже упраздненной и грустно смотрящей своими забытыми и заброшенными колокольнями на осеребренную реку. В свете луны пустынь показалась еще более мертвой и пустынной и охотно поверилось бы в рассказы о привидениях, населяющих эти мертвые, молчаливые своды и церкви около забытого погоста».
В 1874–1875 гг. нижний Спасо-Преображенский храм, много лет простоявший под замком, был возобновлен, но вскоре закрылся вновь. В 1890–1892 гг. купец П.Е. Ефремов построил близ пустыни лесопильный завод. Он отремонтировал храм и оплачивал богослужения, которые по праздникам и воскресным дням совершали троицкие монахи для рабочих его завода.
Издавна в Геронтьевской слободе на заговенье перед Петровым постом проходило народное гулянье. По описанию, в этот день горожане посещали пустынь, где «испивши из родника холодной ключевой воды и походя между могил по ограде», возвращались на крутой берег Волги, послушать «песни деревенских певиц» и посмотреть на хороводы, «вычурные пляски» и весенние игры крестьян.
В 1920 г. при Преображенской церкви было зарегистрировано православное религиозное общество, которое действовало недолго. С 1923 г. богослужения в церкви не совершались. Планировалось ее закрыть и использовать для культурно-просветительных нужд рабочих бывшего завода Ефремовых. Постановлением Президиума исполкома Советов Чувашской АССР от 25 мая 1925 г. пустующий храм был закрыт, а уже в 1926 г. (по другим данным — в 1928–1930 гг.) его снесли, кирпич «употребили» на благоустройство города.
Нынче о пустыни напоминает родник Святителя Николая Чудотворца (выше яхт-клуба) и старинные кирпичи, разбросанные по склону в его окрестностях…
Фото: Прогулка по Волге. На берегу лесопильный завод Ефремовых, Геронтьевская пустынь, Геронтьевская слобода. Начало 20-го века.
Юрий Гусаров
Добрый день!
«Чувашское предание рассказывает об обмане при сделке с землей: прибывший «хоратум» (черноризец) попросил крестьян продать клочок земли, на который можно уложить семь быков; после того как быков закололи, из их шкур нарезали полосы, которыми монах отмерил огромный участок пашни.»
Существует ли текст этого предания? Или это описано со слов сторожил?
Юрий Гусаров, Вы можете ответить на этот вопрос?