СВЕЖИЕ НОВОСТИ ИЗ МЕЗОЛИТА
В Заволжье завершила работу совместная экспедиция Чувашского института гуманитарных наук и Чувашского педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Как мы уже сообщали, занималась она раскопками и изучением археологического памятника – поселения охотников и рыболовов, живших на этой территории восемь тысяч лет назад.
Местечко недалеко от села Первомайское, где проводились раскопки, называется Мукшум. Археологи ведут здесь свои изыскания уже почти 20 лет. Студентам-первокурсникам исторического факультета очень повезло. Они помогали специалистам в исследовании памятника эпохи мезолита, культурный слой которого так хорошо сохранился, что можно было в деталях увидеть условия жизни древних людей. К тому же в раскопах за время экспедиции было найдено множество артефактов: топорики, тесла, скребки, каменные ножи и даже амулеты. И стоянка эта настолько древняя, что здесь нет не то что металла, а даже керамики. То есть это каменный век, а сохранность культурных слоев просто уникальная. Как уникально и открытое учеными ЧГИГН первобытное сообщество, его культура.
В Мукшуме располагается около 30 археологических памятников. Это уже своеобразный археологический микромир. Кроме памятников каменного века, здесь есть и те, что представляют эпоху бронзы и Средневековье. Но нынешняя большая экспедиция, более 30 человек, исследовала именно стоянку эпохи мезолита.
По словам ведущего сотрудника отдела археологии ЧГИГН Наталии Березиной, несколько лет назад открытое учеными Чувашии первобытное сообщество было выделено в отдельную археологическую культуру, настолько она выделяется своим своеобразием.
Найденные артефакты вроде пешни – крупного камня для долбления льда на зимней рыбалке, топорики и тесла, говорят о том, что жилища были зимними. Найдены многочисленные деревообрабатывающие орудия. Ученые уже знают, что у обитавших здесь людей была деревянная посуда, а технология ее обработки была достаточно развита. Найдены проколки для сверления шкур и дерева, округлые скребки, ножи-ложкари, каменные молотки. Каждая вещь по отдельности мало информативна, но, собрав все материалы вкупе, специалисты могут очень детально восстановить картину бытования на этих землях первобытного сообщества. Здесь, кстати, обнаружены не только сугубо бытовые вещи, но и, например, предмет из разряда духовной культуры похожая на амулет пластинка с высверленным отверстием для шнура. Что он означает, ученые пока могут только догадываться.
Среди «горячих» находок и так называемые нуклеусы, осколки кремня, которые и сами были орудием производства и помогали изготавливать другие орудия.
– Кремень как стекло, – объясняет Наталия Березина, – у сколов очень острые края. У этого сообщества не было уже привычных нам наконечников стрел. У них была вкладышевая техника. То есть охотник делал костяную оправу с пазами по краям и вставлял туда такие лезвия, например, на смолу. И получалось мощное оружие. Почти кинжал.
Места стоянок археологи определяли по так называемым жилищным западинам, и эти самые западины тоже называют уникальным явлением. Ведь они сохранились на поверхности через 8 тысяч лет! И когда стали проверять это раскопками, выяснилось, да, здесь стояли древние жилища. В каждом раскопе можно было отчетливо увидеть весь его «профиль», начиная с черного угольного слоя.
– Этот памятник действительно уникальный, – говорит лаборант-исследователь отдела археологии ЧГИГН Александр Березин. – Таких в России больше попросту не сохранилось. Есть только у нас в Заволжье и на территории Марийской республики. Здесь видно каждую столбовую или хозяйственную ямку, которую раскапывал первобытный человек. Видно, как он устраивал очаговые ямы, где были костры. Мы можем полностью реконструировать жилище, каким оно было в то время, и это очень ценно. Как и орудия, которые мы здесь находим, они тоже больше нигде не встречаются. В нашей местности такие памятники начали изучаться недавно, и ученые пришли к выводу, что они, скорее всего, представляют собой новую культуру, еще не известную науке. И нашими раскопками мы пытаемся это доказать. Надеемся сделать затем и полную реконструкцию в 3D.
Археологи предполагают, что на этой стоянке было около десяти домов. И в каждом из них могло жить по 15-20 человек. То есть это можно будет рассчитать довольно точно. Кроме зимних жилищ здесь копали и летние, где культурный слой гораздо насыщеннее, а находок намного больше.
Сейчас трудно представить, но по этой земле когда-то ходили мамонты. А жилища, что найдены в Мукшуме, появились после окончания эпохи мамонтов, когда отсюда ушли все крупные животные вроде носорогов и бизонов, осталась мелкая дичь – птицы, лисы, волки, и людям пришлось пережить перестройку всего образа жизни. То есть найденные полуземляные жилища принадлежали первым людям, пришедшим на эту территорию осваивать ее после ледниковой эпохи. И наши ученые занимаются реконструкцией и изучением их культуры, образа жизни. Они уточняют, что понимание этой культуры только-только приходит. Еще нет ее монографических описаний, специального свода всех признаков. А только небольшие статьи. Так что у них и их коллег впереди очень много работы.
Студентам, конечно, все было внове. Они не скрывали, что прежде чем найти что-то интересное, пришлось пережить много бытовых трудностей и физических нагрузок. Потому что надо и лагерь разбить, и пни выкорчевать, и углубиться в культурный слой. Но зато в культурном слое уже нет ни одного простого камня, а там, уровень за уровнем, начинаешь разбираться что за чем. И руководитель курса археолог Николай Мясников все проверит и расскажет. Студенты-историки вели дневник раскопок. И специалисты надеются, что кто-то с курса обязательно станет археологом.
Александр и Наталья Березены последовательны в своей работе на протяжении десятков лет и их труд заслуживает уважение.