ПОД СТРАЖЕЙ, НО В ДОСТОЙНЫХ УСЛОВИЯХ
В силу презумпции невиновности лица, задержанные по подозрению в преступлении или обвиняемые в их совершении, до вынесения обвинительного приговора остаются невиновными. Поэтому в изоляторах, где их содержат под стражей, должны быть нормальные условия.
НОВЫЙ ИЗОЛЯТОР НА ПОДХОДЕ
Это основной лейтмотив «круглого стола» по проблемам обеспечения прав человека в местах предварительного заключения, проведенного в нашей республике по инициативе уполномоченного по правам человека в Чувашии Юрия Кручинина. Раскрытие преступлений, изобличение виновных ради защиты потерпевших и восстановления справедливости должно проходить при обеспечении прав подозреваемых и обвиняемых на гуманное обращение.
Юрий Сергеевич подчеркнул, что соблюдение принципа уважения человеческого достоинства, присущего каждой личности, напрямую зависит от медицинских и бытовых условий содержания в изоляторах. У нас в республике подозреваемых и обвиняемых содержат под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы и изоляторах временного содержания органов внутренних дел. Всего на территории республики дислоцируются два СИЗО и четыре помещения, функционирующих в режиме следственного изолятора (ПФРСИ). Общая лимитная наполняемость установлена в 695 человек. В структуре МВД по Чувашии 16 изоляторов временного содержания (ИВС), расчетная наполняемость – 232 места. И пять мест для арестованных имеется в отделе судебно-психиатрических экспертиз Республиканской психиатрической больницы.
Итого места предварительного заключения МВД и ФСИН рассчитаны на размещение 932 человек. По инициативе Юрия Кручинина в 2013 году на заседании Координационного совещания по обеспечению правопорядка был рассмотрен вопрос о проблемах переполненности следственных изоляторов УИС, с принятием конкретных управленческих решений.
Кроме того, региональный омбудсмен обращался с мотивированным письмом по этому вопросу в адрес директора ФСИН России. Благодаря его вмешательству и содействию со стороны республиканских органов государственной власти ситуация по наполнению СИЗО в прошлом году коренным образом изменилась, с чем согласны все участники «круглого стола».
После проведения масштабной реконструкции общежития для спецконтингента в апреле 2015 года введено в эксплуатацию дополнительное помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора при ИК-1 на 55 мест. Это существенно разгрузило другие следственные изоляторы, где сейчас жилая площадь на человека не превышает 4–4,2 квадратных метра.
КСТАТИ
В рамках реализации федеральной целевой программы по развитию уголовно-исполнительной системы России на 2007–2016 годы продолжаются работы по строительству в Чебоксарах нового следственного изолятора на 500 мест (СИЗО-3). Его готовность – 52 процента, объект планируют сдать в эксплуатацию в этом году.
В «СТРАЖНОМ» ОТДЕЛЕНИИ НЕ ГУЛЯЮТ
Вопросы медицинского обслуживания (в том числе подозреваемых и обвиняемых) в учреждениях УИС требуют особого внимания. В некоторых лечебных учреждениях оставляют желать лучшего коммунально-бытовые условия для спецконтингента. Приводились в пример Республиканская больница для осужденных МСЧ-21 (Чебоксары) и Республиканская туберкулезная больница № 2 МСЧ-21 ФСИН России в Новочебоксарске.
В Республиканской больнице для осужденных, что на территории колонии № 4, изрядно устарела инфраструктура, там длительное время не проводился капремонт. Средства на эти цели из федерального бюджета в последнее время не выделялись. А косметические ремонты застарелой проблемы не решают. В палатах по-прежнему используется старая, отслужившая свой срок мебель. В некоторых палатах надо менять полы. На кроватях с панцирной сеткой повсеместно применяются самодельные деревянные настилы. Масштабный капремонт нужен в значительной части помещений в туберкулезной больнице ИК-6 в Новочебоксарске.
В 2014 году уполномоченный по правам человека Юрий Кручинин побывал в Республиканской психиатрической больнице – в так называемом «стражном» отделении и покинул его в угрюмом настроении. Это специальное помещение для принудительного содержания под стражей испытуемых граждан стационарного отделения судебно-психиатрической экспертизы. Так вот, там омбудсмен увидел массу серьезных нарушений, ущемляющих права арестованных. Они содержались в стесненных условиях, жилые камеры не были приспособлены для нормального проживания, не соответствовали техническим и санитарно-гигиеническим требованиям. После «стражное» отделение привели в более-менее сносное состояние.
Однако, как отмечено в ходе «круглого стола», нарушения прав арестованных на содержание в достойных условиях и по сей день имеют место быть. Так, в жилых камерах нет санитарных узлов (туалет и умывальник с водопроводной водой). Испытуемые по-прежнему лишены «уединения при отправлении естественных надобностей». Короче, если приспичило, занимаются этим на глазах других сокамерников. Также арестованные, проходящие экспертизу, лишены ежедневных прогулок на свежем воздухе, поскольку прогулочного двора вообще нет, даже в проекте. Понятно, что все серьезные проблемы, требующие разрешения, упираются в финансирование. Возможно, найдутся средства и на оборудование прогулочного двора, и санузлов, но для этого нужны межведомственное взаимодействие, усилия всех заинтересованных структур.
В работе «круглого стола» участвовали представители правоохранительных органов, УФСИН, Минздрава, Администрации Главы республики и других ведомств. Корреспонденту «СЧ» показалось, что среди участников встречи равнодушных людей к поднятым проблемам не было.