Кинематографисты всех регионов – объединяйтесь!

Продюсеры, режиссеры и сценаристы не только обменялись опытом продвижения этнического кино, но и договорились о создании Союза региональных кинематографистов. Фото Сергея КОРОБКО

КАЧЕСТВО ФИЛЬМОВ РАЗНОЕ, НО ПРОБЛЕМЫ СХОЖИЕ

Одним из центральных событий прошедшего IX Чебоксарского международного кинофестиваля стал межрегиональный «круглый стол» о проблемах развития национального кинематографа.  
У КАЖДОГО СВОЯ СПЕЦИФИКА
Организатором «круглого стола» выступили Госархив электронной и кинодокументации Чувашии и Республиканская дирекция культурных программ, однако увлеченные темой разговора участники из Чечни, Якутии, Бурятии, Башкортостана, Татарстана и Чувашии почти сразу взяли разговор в свои руки.
– В каждом регионе своя специфика, – сказал киновед из Екатеринбурга Сергей Анашкин, отбиравший фильмы в нынешнюю конкурсную программу. – Где-то кино поддерживают, где-то относятся к нему равнодушно. Кино очень разнообразно и очень различно по качеству. Но оно составляет такую мозаику, показывает, что происходит за пределами Садового кольца. Причем в национальных республиках кино становится своего рода самоидентификацией. Поэтому такое кино важно развивать.
В Чувашии история национального кино начиналась давно. 22 июня исполнится 90 лет с того дня, как режиссером, сценаристом и актером Иоакимом Максимовым-Кошкинским была основана кинокомпания «Чувашкино», просуществовавшая до 1931 года. Об этом гостям рассказали заместитель исполняющего обязанности министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Вячеслав Оринов и председатель Союза кинематографистов Чувашии Олег Цыпленков, оговорившись, что в других республиках многонациональной России есть своя история кино. Впрочем, на истории участники разговора совсем не задержались.
ЯКУТЫ ОБЫГРАЛИ ГОЛЛИВУД
Представители Якутии, опыт которой в развитии национального кинематографа пристально изучается регионами, считают, однако, что самое правильное, когда за фильм зритель «голосует рублем». Режиссер и продюсер Степан Бурнашев рассказал, что в Якутии фильмы снимаются давно. Сейчас короткометражки уже не в ходу, но начинали именно с них. Работа студии «Саха-фильм» стимулировала людей, стали появляться режиссеры и продюсеры. Фильмов все больше, а качество лучше. Они стали интересны и зрителям, и специалистам кино, участвовали в фестивалях. Да и снимаются потому, что окупаются в прокате.

Олег Цыпленков предположил, что проблемы с национальным кино в Чувашии, скорее всего, такие же, как и в других регионах. Но коллеги чувашских кинематографистов в Татарстане или Якутии уже прошли тот путь, что в нашей республике пройти еще предстоит. То есть там есть проблемы развития, а перед нами пока проблемы становления. В упомянутых республиках защищали и помогали кино на уровне местных законов. И прогресс в области кино в этих республиках налицо. Поэтому, чтобы кино в регионах развивалось, надо такие законы принять и на уровне России.

И проблемы якутского кино действительно отличаются от проблем в других регионах. Но так как основной зритель якутского кино – это местные же зрители, а население республики не растет такими же темпами, как якутское кино, то киношники Якутии понимают: по зрителю они сегодня достигли потолка. По финансам остановились на крепком бытовом кино, а наработанный опыт позволяет снять масштабное историческое.
То есть если с бытовыми фильмами они в своей республике у Голливуда выиграли (в год здесь выпускается 10 полнометражных фильмов), то с переходом на иные масштабы соперничать с заокеанскими компаниями им не под силу. К идее создания союза для всех регионалов якутские гости отнеслись положительно. Если показывать фильмы других республик в регионах, то кинематографисты этим очень друг другу помогут. Надо ломать стереотипы. «Мы в России больше знаем об американской культуре, чем о соседях», – подытожил свои слова Степан Бурнашев.

Гости из Бурятии рады, что есть такой фестиваль, как в Чебоксарах. Фото Сергея КОРОБКО

ИЗУЧАТЬ КИНО – ИЗУЧАТЬ РОССИЮ
Исполнительный продюсер фильма «Февраль» из Чеченской Республики Адам Дунаев главной проблемой тоже называет выход национального кино на телевизионные экраны и в прокат (к слову, фильм этот признан лучшим в конкурсе этнического и регионального кино на IX ЧМКФ). Рассказал о ситуации в Чечне, где еще три года назад на всю республику было два кинотеатра, а сейчас они есть в каждом городе. Он также уверен, что изучать фильмы из других регионов – это изучать Россию.
Баир Цыренов из Бурятии очень рад, что в стране есть такой фестиваль. Приятно, что работаем не в пустоту, говорит он. Однако ситуацию в родной республике с поддержкой кино называет тяжелой. Там был указ о такой поддержке, но его отменили. И кино снимать теперь можно только на энтузиазме. Режиссер Баир Уладаев констатирует, что в Бурятии мало кто знает и о культуре соседних регионов. Но выход есть. Если не всем можно помочь средствами, то предоставить площадку для проката, дать время на телевидении и помочь с кинорекламой могут везде. В Бурятии свои фильмы продвигают на уровне поселений. И если сначала зрители не хотят смотреть местное кино, то, увидев, благодарят. То есть для людей открывается новая сторона культуры. И вопрос все в той же плоскости стереотипов. Например, многие киностудии ориентируются только на город. А ориентироваться лучше на республики, на регион. И молодежь будет знать не про Голливуд, а про тех, кто вокруг.

Продюсер из Башкортостана Артем Косар, специально приехавший изучать на ЧМКФ якутский опыт, уверен, что господдержка должна оказываться молодым. А если у кинематографиста уже есть опыт, то он может сам привлечь средства.

Художественный руководитель ЧМКФ, киновед Сергей Лаврентьев тоже уверен, что происходящее в региональном кино – самое интересное в российском кинематографе. И союз, для которого базой может стать Чебоксарский кинофестиваль, – прекрасная идея. Про перспективы национального кинематографа «уже все поняли», но начиналось это понимание именно с ЧМКФ. Киновед согласен по поводу стереотипов, которые сильны и среди кинопрокатчиков. В Чебоксарах, например, фестиваль открывали калмыцким фильмом «Чайки», и хозяева кинотеатра решили показать его в зале на 130 мест, опасаясь, что народу будет очень мало. В результате мест не то что не хватило, а не хватило очень сильно. Зрители, что называется, на глазах изумленных работников кинотеатра висели на люстрах.
Сергей Анашкин дополнил это примером показа в Монреале бурятской картины «Степные игры», которая вызвала там большой интерес. Между тем ни один российский фестиваль не счел нужным взять фильм себе. Хотя он профессиональный и качественный. Разу-мным выходом из такого положения Анашкин видит, например, копродукцию, когда студии помогают друг другу в создании фильма своими наработками. Например, в Якутии уже есть достойные операторы и мастера звука. Вполне возможен и обмен актерами.

Адам Дунаев из Чечни уверен, что кино – вопрос не столько культурный, сколько политический. Фото Сергея КОРОБКО

В ЧЕБОКСАРАХ ПОДХОДЯЩИЙ ЛАНДШАФТ
Заинтересовал участников «круглого стола» опыт президента Фонда развития кино «КиННо» Дениса Лафанова из Нижнего Новгорода.
– Сейчас все, кому не лень, снимают кино на коленке, – попенял он на реальность. – Я запустил в Нижнем Новгороде киношколу, рассказываю там об изнанке кино. Смотрим и неудачные фильмы, чтобы знать, как не надо работать, рассказываю о технологии съемок, взаимодействии внутри съемочной группы. И люди начинают понимать, какой же это сложный процесс – кино.
В Нижнем Новгороде, к слову, ведущими киностудиями страны снято уже более 10 картин. Гости фестиваля видят, какой прекрасный ландшафт и в Чебоксарах. Почему бы не снимать и здесь? Для этого и надо объединяться, уверен Денис Лафанов. Тем более что в регионах кинематографистов не так много, как в Москве. А министерства и управления культуры на местах не успевают отдавать должное кино. Но поддержать информационно (например, устраивать Дни якутского, бурятского и другого кино) и лоббировать показы они смогут. Да и выгодно было бы городу или республике закупать местный контент.
Кроме конкретного предложения по объединению на встрече сразу же прозвучало еще одно. Замдиректора Национального телевидения Чувашии Александр Магарин предложил все фильмы конкурса этнического кино показать на этом канале. Под рубрикой «фильмы ЧМКФ».
Сергей Лаврентьев и это предложение оценил как идеальное и как художественный руководитель ЧМКФ «благословил»: «Действуйте!»
– Горизонтальные связи более действенны, чем вертикаль в этом вопросе, – резюмировал встречу Сергей Анашкин. – Раньше многонациональное кино насаждалось, это тоже было плохо, как и невнимание к нему сейчас. А через региональные контакты такое кино может стать востребованным.
На следующем, юбилейном, кинофестивале продолжится этот разговор о региональном кино. И есть надежда, что уже в качестве весьма и весьма востребованного.

Опубликовано: 8 июня 2016 г.


Читайте также:

3 Ответы

  1. Сколько интересных идей на таком камерном круглом столе! Будем надеяться, что они найдут своё воплощение, и Чебоксары станут меккой для кинематографистов разных народов.

  2. Судя по тому, что в Чувашии будут снимать полнометражную «Нарспи».да еще Денис Осокин в сценаристах — кинофестиваль проходит не напрасно.

  3. ЯКУТЫ ОБЫГРАЛИ ГОЛЛИВУД-Вот это что за…?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.