ЭТИ РУКИ СОХРАНЯЮТ ДЛЯ НАС ИСТОРИЮ
Пленке с документальным фильмом об Андрияне Николаеве больше пятидесяти лет. Ценные кадры показали ко Дню космонавтики чувашским школьникам. Но прежде чем фильм появился на экране, коробки с пленкой прошли через руки Натальи Мидуркиной, пожалуй, единственной в республике обладательницы редкой профессии фильмопроверщицы…
«Видите, края пленки свернулись – это она высохла, изображение при просмотре будет «плавать», – говорит Наталья и ловко вынимает бобину из металлической коробки, которую затем увлажняет, обработав раствором глицерина, воды и ацетона… Берет новую пленку и, не теряя времени, перематывает с одной катушки на другую. Линейка для измерения шага перфорации, пресс и другие инструменты при этом просто лежат рядом: за годы работы фильмопроверщицей женщина настолько наловчилась, что в основном качество пленки она проверяет наощупь, лишь изредка используя специальную лупу.
150 кинопленок в день в среднем проходит через руки фильмопроверщицы
Впрочем, измерять опыт только годами неправильно. Лучше – километрами проверенных фильмов. Считайте сами, дневная норма работы Натальи Мидуркиной 150 пленок в день, каждая – по 200-300 метров. Итого: десятки тысяч километров за годы труда.
Поначалу Наталья вовсе не собиралась работать по своей нынешней профессии. Но после окончания Советского кинотехникума в Калининграде будущий муж уговорил Наталью приехать на его родину, в Чувашию. Свободной ставки кинотехника (а именно на него училась девушка) в «Чувашкино» тогда не оказалось, и она решила просто отработать здесь положенные три года фильмопроверщицей. Да так и осталась почти навсегда.
«Для работы какое-то понятие о фильме на пленке иметь нужно, но, в общем-то, никакой сложности в профессии для меня не было, – вспоминает наша героиня. – Вот кинотехником быть гораздо сложнее». «Опытный человек дороже золота. Ведь скорость нарабатывается годами, – настаивает коллега Натальи Татьяна Куликова, замдиректора Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской Республики, в который и преобразовалось когда-то «Чувашкино». – Брать человека и обучать его с нуля – трудоемкая и длительная процедура».
В восьмидесятых-девяностых годах, вспоминает Наталья, работать фильмопроверщицей было по-своему выгодно: каждую пятницу трудовой коллектив выбирал фильм, старый или новый, и устраивался в кинозале. Именно тогда население Чувашии до дыр засматривало индийские фильмы, «Титаник», «Ромео и Джульетту». В тот период работницам частенько приходилось увлажнять пленку, сохнущую от постоянного использования, и восстанавливать ее от механических повреждений: подклеивать по перфорации, ликвидировать разрывы и прожоги (которые случались, если нерадивый механик зазевался или же неправильно отрегулировал осветительно-проекционную систему кинопроектора).
А когда в начале двухтысячных кинотеатры стали постепенно переходить на «цифру», прокатным организациям стало туго. Начались изменения и в «Чувашкино»: кто-то из двенадцати фильмопроверщиц ушел тогда на пенсию, кого-то пришлось сократить. Наталья уволилась сама в 2004-м и несколько лет трудилась в охране. Признается, что работа эта не нравилась: как она и ожидала, проверять кинопленку было гораздо спокойнее. Но в 2013 году ушла на пенсию последняя остававшаяся тогда в строю фильмопроверщица, и руководство архива электронной и кинодокументации снова приняло на работу Наталью Мидуркину.
…Сегодня фильмы из хранилища постепенно оцифровываются. Изношенные, выцветшие и не поддающиеся реставрации пленки списываются. Сотрудники архива вот уже второй год ездят по районам Чувашии с передвижным киномобилем – показывают современные фильмы. А Наталья все так же сидит за своим столом и работает. Одна в большом просторном помещении, она не скучает – слушает радио. «Уж не знаю, насколько нужна моя работа людям, но за рубежом, несмотря на увлеченность «цифрой», вновь возвращаются к пленке, – рассуждает фильмопроверщица. – Ведь именно пленка может хранить изображение десятилетиями, это очень надежный носитель информации».
КСТАТИ
Измерять состояние кинопленки годами – неправильно. Ресурс любого фильма – в количестве проведенных киносеансов. Так, пленка на триацетатной основе выдерживает пятьсот киносеансов, более современная на полиэфирной основе – до тысячи. Правда, последняя хоть и очень прочная, но не поддается реставрации.