Звезды рождаются на земле

[nggallery id=259]

Обходя по утру привычным дозором свое большое и шумное хозяйство, Георгий Федоров заметил просевшую половицу на крыльце. Непорядок, надо срочно заменить. Пока обтесал доску, солнце уже коснулось маковки хрустальной часовни.
Заторопился плотник, а по совместительству и водитель, и сантехник. Вот-вот к воротам подъедут комфортабельные автобусы. Начнется обычный день в уникальном Мемориальном комплексе летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева в его родном селе Шоршелы Мариинско-Посадского района. Обязательно гости попросятся заглянуть в небольшой домик, где прошло детство чувашского паренька – будущего покорителя Вселенной. И сегодня они вряд ли обратят внимание на старания Георгия. Зато удивятся толщине бревен в стене, больше похожих на жерди, мол, как в таком доме согреться в лютые зимы? Впрочем, Николаевы жили, как и большинство односельчан, ничем не выделялись. И крыша была, говорят, не тесом как сейчас покрыта, а соломой.
Впрочем, простоту воплощает в себе весь мемориальный комплекс. Ничего вычурного нет: в фруктовом саду на пятачке расположились Музей космонавтики, часовня над могилой, отчий дом. К 80-летию со дня рождения А.Г. Николаева яблоня, посаженная им, одарила щедрым урожаем. Одна из гостей – народная любимица по старому, еще герасимовскому фильму «Тихий Дон» – Зинаида Кириенко не удержалась и подняла румяный плод. Однако не поспешила его распробовать. Так с ним и обошла всю богатую экспозицию. Пока листала ведомости с оценками Андрияна, на минуту положила яблоко на парту, на которой Николаев еще мальчишкой сидел в классе. Но тут же спохватилась и далее подарок из рук не выпускала. Сама же пошутила: «С таким земным талисманом не заблудишься в космических просторах». Главный хранитель музея Зоя Антонова шепотом заметила, что «такого вдумчивого посетителя не часто встретишь». А это и со стороны было видно. Народная артистка страны переспрашивала, уточняла детали. И как позже выяснилось, не ради любопытства. Она интересовалась жизнью человека, которого знала и глубоко уважала.
Потом она надолго склонилась над книгой отзывов, с которой поделилась своими мыслями. Красивым почерком гостья надписала: «Дорогие хранители великих ценностей. Низкий поклон и глубокая благодарность вам за то, что я увидела в этом прекрасном музее. Будто побывала в те неповторимые дни нашего восхождения в космос. Наверняка у многих наших мальчишек, да и девочек, забьется чаще сердце и родится мечта! Вперед! К звездам! А если на земле, то с высоким чувством любви к Родине и замечательным людям, создавшим и создающим все важное и неповторимое».
Взволнованная от увиденного и пережитого, Зинаида Михайловна охотно дала эксклюзивное интервью для «Советской Чувашии». Извинившись, она сказала: «Я, собственно, написала здесь о своих впечатлениях, удивительном эмоциональном всплеске. Наш дорогой и неповторимый Андриян Григорьевич! Тебя помнит твой народ, все человечество. Сколько бы космонавтов ни было, каждый из них неповторим. Особенно первые, которых мы знаем и любим как родных и близких. Вот такое искреннее ощущение».
О личном знакомстве с космонавтом-3 известная, молодая в то время актриса рассказала следующее. «Мне кажется, что с Андрияном Григорьевичем я общалась много лет, хотя всего однажды судьба свела нас. Как-то в начале 60-х мы выступали в Звездном городке. Потом был небольшой ужин с космонавтами. Обрадованные хозяева до трех часов ночи нас не отпускали. Вел встречу Береговой, а Николаев тогда сидел рядом со мной. Каким запомнился он мне? Был очень молчаливым, все время мило улыбался, открыто так. Участие в общем веселье принимал, но больше не словами, а каким-то тихим своим обаянием, виноватой улыбкой. Словно извинялся, что он находится в центре внимания. Было очень приятно сидеть рядом и наблюдать за ним. Нам всем было так хорошо, что никак не могли разойтись».
На ступеньках парадного подъезда московская гостья столкнулась с группой школьников из десятой чебоксарской школы. Директор госархива электронной и кинодокументации Николай Медведев не успел и пары слов сказать о том, что шолоховский роман по школьной программе проходят, как детские руки потянулись за автографами. А Зинаида Михайловна подсказала ребятам после экскурсии обязательно почитать книгу отзывов: «Записи в ней только доброму учат».
Пока в Музее космонавтики провожали и встречали очередные группы экскурсантов, директор мемориала Александр Тукмаков наблюдал, как мальчишки уплетали за обе щеки яблоки с именных деревьев. Их тут не перечесть, каждый гостивший космонавт постарался оставить о себе память – своеобразный привет звездному брату Андрияну Николаеву. «Это феномен какой-то. Прославленные герои охотно едут поклониться праху своего товарища. И везут интересные и дорогие им экспонаты. Словом, коллективно создаем портрет космонавтики. Этим мы подчеркиваем, что у нее большое будущее, если идеи покорения космоса пошли в народ. Пожалуй, нет ни одной школы в республике, которая бы не привезла сюда детей. Такие уроки мужества и патриотизма надолго запоминаются».
Семиклассник Саша Павлов пока гоняет футбольный мяч и в космонавты не собирается. В музее не в первый раз. Он долго вертелся вокруг спускаемого аппарата-шарика. Все ахал: «Здорово, как смогли сохранить столько диковинных вещей». Заверил, что в следующий приезд скафандры подробнее рассмотрит.
– Пусть едут, – заметил А. Тукмаков. – В Украине мы разыскали с помощью сына старшего брата космонавта, Сергея Ивановича, тот самый самолет, на котором обучался летному мастерству Андриян Николаев. Думаем, договоримся с властями в Чернигове, чтобы его вывезти сюда. Место для него подобрали – рядом с отчим домом космонавта. Воистину между прошлым и будущим есть только «Миг».

Опубликовано: 5 сентября 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.