У всех на слуху фраза «Обидеть художника может каждый». Это, положим, спорное утверждение – они бывают разной комплекции и спортивной подготовки. А вот как ужиться с художником? Как вырастить в семье своего художника? Да не одного…
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Семья Долгашевых началась со вступительных экзаменов. Серьезная девушка Мира поступала на иняз, а оренбуржцу Константину педагоги посоветовали поступать на худграф Чувашского государственного педагогического института. Приехал, подал документы, а в кафе углядел красавицу и подошел познакомиться.
Но роман не задался: для Миры учеба на первом курсе казалась самым важным приоритетом, а Константин не прошел по конкурсу и был призван в армию. Через друзей передал: если хочет общаться, пусть напишет письмецо. «Если он хочет общаться, пусть сам напишет!» – резонно ответила гордая девушка. В результате переписки после демобилизации солдат решил вернуться в Чебоксары.
– Официальная версия гласит, что послушался наставников и приехал поступать вновь, – смеется художник. – Но на самом-то деле ехал к ней!
Константин Александрович Долгашев – кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, член Союза художников Российской Федерации, заслуженный художник Чувашской Республики.
Участник многих международных, всероссийских, зональных и республиканских художественных выставок, его произведения находятся в музеях и частных собраниях России, Америки, Франции, Швейцарии, Финляндии, Польши, Англии, Швеции, Германии, Италии.
И правильно сделал – девушка не только старательно училась сама, но и подтянула жениха по «неглавным в жизни художника» дисциплинам, благодаря чему он успешно поступил на подготовительное отделение. Поженились в 1985 году. Выпускнице Мире грозило распределение на Дальний Восток, а отпустить ее Константин был совсем не готов. Свадьба получилась наполовину студенческая (со стороны Константина было 50 однокурсников), наполовину семейная.
Брак сложился удачно: пара, в начале семейного стажа раскиданная по разным студенческим общежитиям, сперва снимала комнату, а потом обзавелась и собственной квартирой. Главное, что родились обожаемые дочки – умницы, красавицы. Но… даже один «витающий в облаках» талант способен ввергнуть в отчаяние, а каково вести семью, когда таких творческих личностей рядом целых три?
– Как же вас хоть слегка приземлить?! – часто восклицает Мира Долгашева, но теперь уже почти в шутку. Она преподает иностранный язык на худграфе, диссертацию писала про эпоху Возрождения – муж и дети очень ценят ее увлеченность искусством и такт, сочетающийся с практичностью. «Наш надежный тыл!» – гордятся они.
ВПИТАВ В СЕБЯ ВСЕ КРАСКИ МИРА…
Когда дочь Катя была совсем малышкой, трех-четырех лет, Долгашев часто приводил ее в свою художественную мастерскую. Ей нравилось во-
зиться с красками, пачкать папины холсты.
– Оглянусь на нее, а она уже вся в краске от макушки до пят! – до сих пор с ужасом вспоминает Константин Александрович. – Пока ее поймаешь, пока отмоешь все это масляное разноцветье с волос, с одежды, лицо ототрешь…
Сегодня картины Константина Долгашева можно увидеть не только на выставках и в его мастерской, но и в здании администрации города: они выставлены в коридорах и кабинетах 2 и 3 этажей. Произведения членов Союза художников Чувашии выставлены также в зданиях Госсовета и Торгово-промышленной палаты республики. «В современном напряженном ритме люди часто лишены возможности прикоснуться душой к искусству из-за нехватки времени, – поясняет принципиальную позицию председатель Союза Андрей Анохин. – Поэтому искусство идет в массы!»
После таких перфомансов родители не сомневались, что девочка пойдет по стопам отца. Однако в шесть лет она огорошила папу просьбой: «Купи пианино!» Тот отнекивался целых полгода, но в конце концов сдался. «Пошел на поводу у малявки!» – ругал себя за «лишние» траты, думая, что малышка быстро потеряет интерес к новой игрушке. Однако Катя бодро барабанила по клавишам, без видимого напряга успевая учиться в общеобразовательной и музыкальной школах, параллельно занимаясь спортом. А потом снова удивила отца: «Хочу петь!»
Упорным характером ребенок пошел в отца: донимала требованиями найти ей педагога по вокалу, пока папа не «поднял связи» и не договорился о прослушивании у одного из маститых педагогов. Вердикт «у вашей девочки голоса нет» расстроил девчонку до слез. Однако, наплакавшись, Катя категорично заявила: «Не может быть!» – и настояла на повторном прослушивании. Народный артист России, профессор Анатолий Романович Канюка дал ей желанную надежду:
– Придется очень поработать, чтобы «достать», «вынуть» из вас голос, деточка…
Пригласил ее поступать на отделение вокала в Чебоксарское музыкальное училище. Затем была учеба в Российской академии музыки имени Гнесиных. Родители сидели в зале академии и радовались, слушая партию Сюзанны в «Фигаро», которую исполняла Катя. Красный диплом. Отец в качестве поощрения за отличную учебу повез дочь в Милан, на экскурсию в Ла Скала.
– Оглядываюсь – нет ее. Пошел искать. Вдруг бежит навстречу, в глазах слезы счастья.Говорит, упросила охранника пустить на сцену знаменитого оперного театра и даже успела спеть, от волнения едва слыша сама себя, – впечатлился нахальством дочери Долгашев. Но итальянский язык Екатерина выучила, нарабатывает репертуар – и кто знает, насколько далека та Ла Скала, если мечтать о ней так страстно?
– Я и сам пять лет играл в музыкальной группе ударником и на гитаре, – не удивлен жизненным выбором дочери Константин Александрович. – Хотя иногда достаю ее живописные работы и вижу: могла, могла бы стать неплохой художницей!
ГАРМОНИЯ ВО ВСЕМ
Старшая дочь Олеся такими неожиданностями родителей не шокировала. Шла к успехам спокойно и гармонично. Окончила музыкальную и художественную школы, но интерес больше проявился к изобразительному искусству. Окончив художественно-графический факультет ЧГПУ, занялась профессиональной живописью, участвует в российских и республиканских выставках. Пишет картины, как папа. Член Союза художников России. Знает английский, как мама. Вышла замуж, живет в Москве.
– Она удивительно умеет сочетать гармонию, философию, пространство, цветовосприятие, – отец считает главным талантом старшенькой умение найти во всем золотую середину. – Приятно удивила ее свадьба: никогда не видел настолько элегантно подобранного по цвету оформления. Цветы, скатерти, салфетки, наряды – все сочеталось между собой идеально, прямо-таки ласкало взгляд. А ведь я придирчив профессионально все-таки!
Константин Александрович не может вспомнить, чтобы дочерей приходилось «гнать к инструменту», девочки сами охотно посвящали все свободное время постижению техники рисования, музыки, иностранного языка. Дисциплина – это да, суровый распорядок отец внедрял неукоснительно. А вот «давить авторитетом» в тонких взаимоотношениях юного автора и его произведения считает лишним и даже вредным. «Пусть пыхтит, мучается, но сама ищет путь. Главное – надо идти вперед!» – выдвигает он свой основной педагогический принцип.
Сейчас, когда обе дочери живут в Москве, общаться с ними приходится по телефону, а встречаться в основном на выставках и когда они приезжают в гости. Но недавно Константин Александрович стал счастливым дедушкой. На вопрос, каким видит нового члена семьи, смеется: «Поживем – увидим!» Но не сомневается, что творческая жилка непременно себя обнаружит. Главное – верить, как в него самого всегда верила мама, одна воспитавшая троих детей. Он до сих пор посвящает ей свои выставки и часто ездит навестить.
«Настроение Кати»
В ТЕМУ
Как выжить в семье с маленькими гениями?
Если дети не дают поспать, требуя вашего участия в игре, можно достать заранее приготовленную футболку и все-таки вздремнуть прямо в процессе общения.
Если они сами не прочь поспать, но боятся «бабаек» под кроватью или в шкафу, прогоните нечисть специальным спреем против монстров.