Память о святителе жива

Чебоксары – город с древней историей, в которой соединились разные эпохи, народы и культуры. По мнению ученых, он был основан предками чувашей – волжскими булгарами после разгрома монголо-татарами их государства в 1236 году. В 1555 году по указу царя Ивана Грозного была построена чебоксарская крепость, призванная укрепить русское влияние на территории завоеванного Казанского ханства. Место будущей крепости освятил первый казанский архиепископ Гурий, что само по себе является неординарным событием. Память о его визите в Чебоксары сохранили письменные источники и народные предания.
«БЛАГОСЛОВИЛ ГРАД СЕЙ И ВСЯ ЛЮДИ, ЖИВУЩИЯ В НЕМ»
В начале 1555 года церковный собор избрал игумена тверского Троицкого Селижаровского монастыря Гурия (Руготин Г.Г.) архиепископом новоучрежденной Казанской епархии. От царя, многих архиереев и настоятелей монастырей архиепископ Гурий получил иконы, богослужебные книги и церковную утварь для своей епархии, из государевой казны – средства на строительство храмов и монашеских обителей. 26 мая 1555 года вместе с архимандритами Германом и Варсонофием «и со священными мужи и с честными монахи и с прочими людьми» он торжественно отбыл из Москвы в Казань. Путешествие проходило на стругах по рекам Москва, Ока и Волга.
Царь и митрополит Макарий снабдили архиепископа Гурия приговором с инструкцией действий по ходу «путного шествия». Относительно Чебоксар было указано «по совету» с местными воеводами выбрать место для соборной (главной) Введенской церкви, обозначить границы будущей крепости и освятить это место.

Открытие памятника архиепископу Гурию в Чебоксарах близ Троицкого мужского монастыря запланировано на 18 декабря.

По расчетам дореволюционного краеведа И.М. Барсова, во вторник 23 июля (2 августа) Гурий со спутниками высадились на Владимирской горке, где были встречены гарнизоном русской военной базы, основанной в устье реки Чебоксарки накануне взятия Казани в 1552 году. В конце XIX в. казанский автор так описал двухдневное пребывание архиепископа в Чебоксарах: «Святитель Гурий по совещании с местным гражданским начальством (воеводами. – Ю.Г.) указал место, где быть соборному храму во имя Введения Божией Матери во храм и поставил на нем полотняную церковь. Потом, обозначив пространственную площадь, которую должен занимать город, святитель Гурий освятил в средине этой площади, по чиноположению основания градов, воду и с крестным ходом обошел вокруг этой площади по черте, определяющей место городской стены. В тех же местах, где предполагалось строить городские ворота, святитель после положенной ектении читал молитву о сохранении православного царя, города и всего православия. Возвратясь на место освящения воды, он сделал осенение Св[ятым] Крестом на четыре стороны, окропил их и народ, находившийся при этом св[ятой] водою, прочитал положенную в чине освящения города молитву и, наконец, прибыл с тем же крестным ходом в свою походную церковь, где совершил Божественную литургию, сказал приличное случаю поучение и благосло-вил жителей города Чебоксары Владимирской иконою Божией Матери».
Утром следующего дня судовой караван духовной миссии продолжил путь к Казани. Освящение строящегося города-крепости Чебоксары стало первым «архипастырским распоряжением» Гурия в новоучрежденной епархии.
«ПАМЯТУЯ ЛЮБОВЬ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА ГУРИЯ»
Предания о визите святителя Гурия передавались из поколения в поколение. Согласно одному из них, «памятуя» его «любовь и благословение», после обретения мощей трех казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа (1591–1595 гг.) чебоксарцы послали за ними в Казань «благочестивых мужей». Узнав о возвращении делегации, они вышли ей навстречу крестным ходом и встретили более чем за 14 верст от города. «Священный дар» был передан во Введенский собор, а на Казанской дороге, на месте встречи мощей, построена деревянная часовня, которая по мере ветшания заменялась новыми (существовала в середине XIX в.). Позже была написана икона с изображениями Гурия, Варсонофия и Германа, в которую вложили серебряные ковчежцы с частицами их мощей. Ныне это один из особо чтимых образов главного храма Чебоксар.
До революции в Благовещенской церкви находилась местночтимая Смоленская икона Богоматери, на оборотной стороне которой были изображены Гурий и Варсонофий. Им же был посвящен правый придел Казанско-Богородицкой церкви – второго (холодного) храма Вознесенской церкви. Церковь была построена в 1763 году, разобрана в 1870 году. На ее колокольне находился праздничный 300-пудовый колокол, отлитый в 1779 году диаконом Николаевского собора Г. Ивановым по заказу купца 1-й гильдии Г.Г. Бронникова. На наружной стороне колокола имелись литые изображения Казанской Богоматери, Николая Чудотворца, казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, посвященные трем престолам церкви, а между ними – Нерукотворного образа и церкви Архистратига Михаила.
НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА ГОРОЖАН
Со времен Гурия Владимирская икона Божией Матери является святыней нашего города и небесной заступницей горожан. Икона всегда притягивала к себе верующих, исцеляя «немощных» и даруя молящимся «благодать Божию», отчего прослыла чудотворной. «Взойдите в храм в какое угодно время, – писал в 1848 году священник Введенского собора А.И. Кроковский, – и вы найдете множество богомольцев, в числе коих несколько чуваш, со слезами и на коленях молящихся Заступнице, называемой ими Торамуш (мать Бога), дабы Тора, т.е. Господь, избавил их от разных напастей и скорбей». Когда в 1831 и 1848 гг. в Чебоксарах появилась холера, двери Введенского собора «почти не затворялись» от наплыва горожан, молившихся у образа о защите от страшной болезни. Многие заказывали икону на дом, веруя, что она отвратит от них беду. В течение трех месяцев священник храма Я.Ф. Знаменский носил икону по домам, пока в июне 1848 года сам не стал жертвой болезни.
С иконой связаны многие события в истории Чебоксар. По преданию, в 1767 году Екатерина II посетила Введенский собор, где местный протоиерей Иван Игнатьев поднес ей для поклонения Владимирскую икону Богоматери. В 1816 году архимандрит Троицкого монастыря Антоний благословил чудотворной иконой вновь открытое уездное училище. Известен и такой факт – в сентябре 1914 года чебоксарцы подарили 308-му пехотному Чебоксарскому полку список с городской святыни, под покровом которого, как писал его командир, полковник Д.С. Топурия, крепчал боевой дух солдат полка.
ВЛАДИМИРСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
О визите Гурия напоминала Сретенская (Владимирская) подгородная мужская пустынь. По предположению церковных историков, она была основана на пожертвования жителей Чебоксар в конце XVI в. в память о встрече (сретение. – Ю.Г.) Владимирской иконы Богоматери. Новый период в истории обители начался после постройки в 1744 году Владимирской церкви на средства казанского митрополита Тихона и частные пожертвования деньгами, хлебом, железом, известью, кирпичом.
«В давнее время» был учрежден Владимирский крестный ход, проводившийся 23 июня (6 июля) в один из праздников Владимирской иконы Богоматери, установленный в память о чудесном спасении Москвы от нашествия ордынского хана Ахмата в 1480 году. Его маршрут пролегал от Введенского собора вдоль реки Чебоксарки до Владимирской пустыни, т.е. в обратном порядке повторял путь архиепископа Гурия в 1555 году.
Владимирский крестный ход регулярно совершался до конца 1870-х гг., когда Владимирская церковь пришла в упадок, в 1901 году официально возобновлен по инициативе казанского архиепископа Арсения. После 1917 года наряду с прочими он был запрещен и забыт, а в год 460-летия чебоксарской крепости – возрожден.
Вообще 2015 год для Чебоксар выдался богатым на мероприятия, связанные с именем святителя Гурия. В октябре состоялись детский крестный ход и хоровой собор, приуроченные ко дню его памяти. Второй месяц в Чувашском национальном музее работает выставка «Защитница града сего…», посвященная чудотворной иконе Божией Матери «Владимирская». А венчать год будет открытие памятника архиепископу Гурию близ Троицкого мужского монастыря (скульптор А. Гогаев), намеченное на 18 декабря.

Юрий ГУСАРОВ

Опубликовано: 9:36 16 Декабрь 2015 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.