Девушка с обложки в тумане переживаний

Та самая Блондинка – Оксана Ананьева и то самый Ветер – Андрей Аверин.В РУССКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИГРАЮТ ДАРИО ФО

Все последние сезоны Русского драматического театра проносятся под знаком гастролей. Казань, Киров, Ижевск, Дзержинск, Стерлитамак, Рыбинск, Кинешма… Кажется, что актеры даже не успевают распаковывать чемоданы. Работы Сергея Юнганса прочно закрепились в гастрольном репертуаре.
Этого молодого режиссера из Екатеринбурга уже можно смело назвать своим. Его «Орфей и Эвридика» Жана Ануя и «Безымянная звезда» Михаила Себастьяна – яркие образцы нового поколения спектаклей нашего театра.
Следующее детище режиссера, перевернувшего привычные представления чебоксарцев о драматическом искусстве – «Блондинка» по пьесе Дарио Фо «Не играйте с архангелами», премьерой которой открылся нынешний сезон. В постановке дебютировали два новичка нашей труппы Андрей Аверин и Александр Зубенин, которых Сергей Юнганс «переманил» в Чебоксары сразу после окончания Екатеринбургского театрального института.
По мнению режиссера, только в раскованном, живущем полной жизнью теле способна зародиться настоящая душа. Наверняка многие зрители даже не подозревали, что драматические актеры могут быть настолько гибкими. Постановщик старается максимально раскрепостить каждого, заставляя слова жить в тесной связи с руками и ногами.
Сердце спектакля – дуэт Оксаны Ананьевой и Андрея Аверина, актеров разного склада и сценических привычек. Она, как обычно, в амплуа гимнастки, для которой не составит труда проделать любой хореографический «финт». И от пуантов с пачкой не откажется, и на «мостик» встанет, и «колесом» по авансцене прокатится. Правда, частенько за этим ускользает нечто очень важное, без чего невозможно полноценно существовать под софитами.
Ее Блондинка – пародия на девушку с обложки глянцевого журнала. Дерзкая, напичканная силиконом и абсолютно пустая, она равнодушно глотает день за днем. Дорогие шляпки с вуалью, ограждающей лицо от потоков солнца (дабы тональный крем не потек), модные платьица, пеньюары и бешеные каблуки – вот что главное!
Его же герой со странным именем Ветер – целая стихия, романтик шекспировских времен. Импульсивный, чутко откликающийся на малейшую смену сценической погоды, готовый к внутренней боли и не боящийся обнажать свое «я», он обволакивает партнершу туманами переживаний и нетерпеливо тянет на поиски себя. Похожие отношения были и в «Безымянной звезде», когда бедняк Марин в исполнении Александра Смышляева задался целью спасти от духовной гибели легкомысленную аристократку Мону в воплощении этой же актрисы.
Режиссер намеренно взвинчивает атмосферу, намекая, как тяжело подобным Ветру, чистым и бесхитростным, лететь по жизни. За мишурой массовых сцен стоит модель современного общества. Картины настолько контрастны, что у многих может сложиться впечатление, будто постановщик пытается совместить несовместимое. Здесь фарс соседствует с трагедией, а сочная пестрота красок контактирует с удручающей чернотой.
Однако все это созвучно авторскому стилю самого Дарио Фо. Остроумный и эклектичный, он играет жанрами, словно жонглер шарами. В тексте пьесы вы найдете элементы и цирковой клоунады, и комедии дель арте, и эпического театра с его отчужденностью и повествованием «на расстоянии вытянутой руки».
Кстати о клоунаде. Одной из кульминаций спектакля стал эпизод с чиновниками, которые только и делают, что трясут пустыми, усыпанными разноцветными кудряшками кукольными головами, высовываясь из своих окошек, точно курицы из курятника. Как это невероятно похоже на нашу реальность, когда «без бумажки ты букашка», а в свете всеобщего зла так трудно оставаться Человеком.
Фактура спектакля напоминает огромный воздушный шар, парящий где-то в невесомости. Булат Ибрагимов, художник прославленного Татарского театра имени Камала, сотрудничество с которым началось с «Безымянной звезды», не перегружает сцену. Но от этого его язык ничуть не теряет в изобретательности. Домики-шкафы, шкафы-вагоны, вагоны-будки, будки-кровати… Кажется, цепь превращений бесконечна – насколько хватит зрительской фантазии.
Предметы перемещаются, как стекла в калейдоскопе. Актерам дышится легко и свободно, они получают удовольствие от происходящего, купаясь в причудливых световых сгустках. В этом есть и заслуга хореографа спектакля Ирины Гавриловой, солистки известной чебоксарской шоу-группы «Nota «G». Мы знакомы с ней по многочисленным эстрадным программам Чувашской филармонии. Превосходная танцовщица и неординарный творец, она не намерена делать скидку на то, что перед ней драматические актеры. И если в предыдущих спектаклях Сергея Юнганса танец был скорее элементом сценического декора, то здесь – полноправный участник действа со своей линией развития и концептуальной нагрузкой.
В конце ноября «Блондинка» отправится в Йошкар-Олу на Международный фестиваль «Мост дружбы», где заявит о себе перед ведущими критиками страны и зарубежья.

Мария МИТИНА

Опубликовано: 9:27 18 Ноябрь 2015 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. Честно — в стиле «СЧ»! Придумали незнай чего.
    В «СЧ» и и 20 лет назад из мухи сделали слона…. тут так же… ну кто «переманил» Аверина и Зубенина к нам? Они только окончили институт и им за счастье вообще чтобы их куда-то взяли на работу! Два, Екатеринбург -круче чем Чебоксары… Но их туда увы не взяли.
    В статье намешано все в кучу! Перечитываешь и удивляешься.. мы смотрели РАЗНЫЕ спектакли. НЕ ВРИТЕ, ПИШИТЕ ПРАВДУ и вас будут читать! Три строки своего что поняла и остальное слизанное с сайта театра. УЖЖЖЖАС.

  2. Спектакль действительно ни о чём. Главное его содержание-танцевальные номера, а сюжета как такого нет. Был на спектакле зимой прошлого года, там человек 50 ушли в антракте, не имея желания досматривать это «произведение театрального искусства».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.