Певицу Ирину Шоркину я впервые услышал несколько лет назад в уютной студии радио «Варна» в одноименном городе. Тогда Москва активно дружила с Болгарией, находила возможности отправлять делегации на фестиваль «СловОбраз», в котором «ЛГ» несколько лет участвовала. Маэстро Бисер Киров, который ввел моду на постоянное ношение шляпы раньше Михаила Боярского, аплодировал ей стоя. И даже, как мне кажется, шляпу снял. Местные жители, попавшие на концерт, долго не отпускали певицу.
У Шоркиной своя неповторимая интонация: песни, которые знаешь с детства, в ее исполнении приобретают объемное звучание. Ей нравится петь и «Комсомольцев-добровольцев», и «Лучше нету того цвету», а известнейший романс «Ямщик, не гони лошадей» она исполняет так, что уже не сомневаешься – он женский!
Уверенная в себе современная москвичка. Мать двойняшек, засыпающих под романсы в ее исполнении, успешная солистка Москонцерта и лауреат международных конкурсов… Прежде чем рассказать о себе, несколько смущается.
– Мне давно намекают, что не надо, мол, рассказывать про свое деревенское детство, про то, что коров пасла и на сенокосе на равных со всеми работала. Но я нисколько этого не стесняюсь, биографию подправлять не стану никогда. А началась она в деревне Хорамалы Ядринского района Чувашии. «Хорама» означает вяз. Так что моя любовь к музыке под теми вязами и началась. А коров пасла по простой причине – я из многодетной семьи, родителям помогать надо было, хотя жили в богатом колхозе. Папа купил радиоприемник, и выросла я под Зыкину, Воронец, Стрельченко, их песни меня будили каждое утро. Потому и выучила их и с удовольствием голосила, пока буренки паслись. Однажды к нам приехала иностранная делегация, гостям показывали колхозные владения, и они случайно услышали, как я пою. После этого практически первого международного успеха (смеется) председатель колхоза и сказал папе: «У девочки голос, ей учиться надо».
– Прямо как Фросе Бурлаковой из старого фильма «Приходите завтра»…
– В моей жизни все было гораздо интереснее, чем в кино. После окончания музыкального училища в Чебоксарах, которое носит имя нашего национального композитора Федора Павлова, я не поехала учиться в Москву. Хотя приехавший из столицы на выпускные экзамены Михаил Суренович Агин, до сих пор преподающий в Гнесинке, что-то во мне разглядел и уговаривал. Так что варианта фильма «Приходите завтра» не получилось. Учиться поехала в Нижний Новгород – в консерваторию имени Глинки. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего педагога Валерию Андреевну Воронову и завкафедрой Андрея Михайловича Седова. Не могу не назвать композитора Маркса Васильевича Андрияхина. Его отец был в службе безопасности Сталина. Вождь однажды взял мальчика на руки и сказал, что теперь наконец-то познакомился с Марксом. Мы встретились на международном конкурсе Bella voce, и после этого, переехав в Москву, я исполняла немало песен Андрияхина на стихи Дельвига, Фета, Есенина, Бокова.
– Вот, оказывается, как давно было предопределено ваше участие в церемониях вручения премии «Литературной Газеты» «Золотой Дельвиг»…
– В 1999-м, когда был конкурс, о вашей премии и речи не было. Более того, мне в те годы пришлось даже резко поменять судьбу – уйти в бизнес, заняться продажей оптического кабеля для Интернета, что позволило купить квартиру в Москве и даже познакомиться с будущим мужем.
– История прямо для сериала.
– Муж вообще долго не знал про мое консерваторское образование. А женился при условии, что стану работать в Москонцерте. Что, собственно, и случилось.
– А какая песня из трехсот исполняемых самая любимая?
– Не удивляйтесь. Написал ее более 40 лет назад не профессиональный композитор и не профессиональный поэт, а известный киноартист Олег Анофриев. Когда исполняю «Какая песня без баяна», нарадоваться не могу, что есть – спасибо Анофриеву – эта песня. Мне кажется, что в ней – душа многих замечательных советских песен. Ее петь непросто. Но какие слова! «Если жизнь сложилась словно песня – значит, песня сложена про жизнь».
– Но какая песня без баяна?
– Почему без баяна – именно с ним! Потрясающий профессионал Александр Владимирович Шиманов не только аккомпанирует мне, но и находит песни, которые не забыты, однако не исполняются широко. А программа наша так и называется: «Какая песня без баяна».
Возвращаясь к нашему разговору про кино… В моей жизни есть как бы кусочки из разных картин. «Приходите завтра», «Свадьба с приданым», «Свадьба в Малиновке», «Сестра его дворецкого». Во всех этих лентах есть и моя жизнь. Вы знаете, говорят, что я по-мужски вожу машину. Наверное, это так. Нахожу в своем характере одновременно и шаляпинское (никогда не прогибалась и не буду), и кое-что от Чапаева. Раньше вообще все могла в глаза сказать. Сейчас, правда, могу и промолчать…
http://www.lgz.ru/article/-9-6499-4-03-2015/esli-zhizn-slozhilas-slovno-pesnya/
Леонид КОЛПАКОВ,
«Литературная газета»,
11 марта 2015 года
Печатается в сокращении
Фото Федора ЕВГЕНЬЕВА