Следственное управление СК при прокуратуре РФ по Чувашии завершило расследование уголовного дела, где главным фигурантом проходит глава Порецкого района Юрий Скрипилин. Ему вменяются мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и ряд других статей УК. Рядом с ним на скамье подсудимых уготовано место и его близким знакомым: Александру Шишикину, Юрию Молоствову и Александру Колчанову, обвиненным в пособничестве и соучастии.
ОПЕКАЛ «СВОИ» ФИРМЫ
Как следует из обвинительного заключения, Юрий Александрович умело использовал дарованную ему власть в личных интересах. Он являлся учредителем и основным собственником девяти коммерческих фирм и после обретения портфеля главы продолжал лоббировать их интересы. Хотя, конечно же, знал, что муниципальный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, помимо разрешенной законом творческой работы. И в месячный срок после избрания главой обязан был передать в доверительное управление принадлежащие ему доли в уставном капитале коммерческих организаций. Но у главы об этом голова не болела, и он всячески опекал, в частности, свою «Надежду», которая с плюсом.
Например, по мнению следствия, глава района через пособника буквально вынудил заключить выгодную для фирмы сделку директора Порецкой средней школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он дал указание генеральному директору «Надежды+» А. Шишикину (он же и один из учредителей фирмы) поставить руководителя интерната В. Борисова в такие условия, чтобы тот не мог отказаться от заключения договоров на поставку продуктов питания. В результате со «скрипилинской» фирмой было заключено 13 договоров на сумму свыше 700 тысяч рублей.
КАЗЕННОЕ ДОБРО НЕ ЖАЛЕЛ
В народе говорят: хозяин-барин. Иначе как бы глава района посмел, пренебрегая законами, без проведения соответствующего аукциона выделить коммерческой организации МУП «Кирский лесокомбинат» 8 тысяч кубометров леса? Как установлено следствием, по указке главы ордера на отпуск леса выписывал его заместитель. На основании этих документов комбинат (зарегистрирован в Алатыре и платит налоги в местную казну) получал лесорубочные билеты и производил «законную» порубку деревьев. Лес ушел по заниженной цене, российскому бюджету причинен ущерб в 34 тысячи рублей. В отличие от Алатырского комбината жителям Порецкого района, нуждавшимся в реконструкции своего ветхого жилья и надворных построек, так и не удалось получить лесоматериал, хотя и просили они, судя по заявлениям, не более пяти кубометров. Одним гражданам было отказано, а заявления других администрация вообще оставила без рассмотрения.
На фоне такой «скупости» буквально ошеломляет щедрая сделка по выводу в частную собственность участка из земель специального назначения. Речь об участке, расположенном в пределах береговой полосы реки Елховки и входящем в придорожную полосу республиканской автомобильной дороги Чебоксары — Сурское. Кроме того, на этом участке имеются большие залежи речного песка. В декабре прошлого года глава издал распоряжение о продаже этой «золотой» земли (свыше 34 тыс. кв. м). В собственность участок приобрела предприниматель А. Баланова. Даме он обошелся в 40 с лишним тысяч рублей. А реальная стоимость участка с песком, по подсчетам оценочной компании, составляет более 15 миллионов рублей.
Кстати, покупательница, как только оформила землю в собственность, тут же перепродала ее другому частному лицу, как выяснилось в ходе следствия — брату близкого знакомого главы района, который активно помогал решать финансовые вопросы коммерческим фирмам, где учредительствовал Скрипилин. Однако по заявлению прокуратуры суд признал земельную сделку недействительной.
БАНКРОТСТВО РАДИ ВЫГОДЫ
Одна из сделок с участием Ю. Скрипилина в немалой степени подкосила бюджет соседнего Алатыря. Он был владельцем 70% доли в уставном капитале ООО «Алатырская мебельная фабрика» (далее — ООО «АМФ»). Еще на трех учредителей (в том числе А. Шишикина и Ю. Молоствова) приходилось по 10%. Генеральным директором фабричного ООО учредители избрали Скрипилина. Летом 2004-го городская администрация пошла навстречу гендиректору и закрепила за ООО «АМФ» земельный участок, на котором «сидела» фабрика, — свыше 30 тыс. кв. метров. По договору аренды — сроком на 5 лет. Но алатырцы так и не дождались перечисления ежеквартальной арендной платы за землю. По мнению следствия, у Скрипилина изначально не было намерения выполнять взятые на бумаге обязательства. Летом 2005-го гендиректором «АМФ» стал П. Романов. Однако Скрипилин продолжал единолично контролировать ход финансово-хозяйственной деятельности. В частности, неоднократно давал Романову прямые указания не перечислять в бюджет Алатыря арендные платежи за землю, хотя ООО не бедствовало, стабильно получая прибыль от своей коммерческой деятельности.
К началу осени 2005 года долг ООО «АМФ» перед бюджетом Алатыря возрос настолько, что городской комитет имущественных и земельных отношений вынужден был обратиться с иском в Арбитражный суд республики. Тот обязал ООО выплатить долг. Но, оказывается, и при такой ситуации можно избежать уплаты по счетам. Если, конечно, пошевелить мозгами. Как установило следствие, результат — преднамеренное банкротство фабрики. Например, шесть фабричных зданий по бумагам были проданы близкому знакомому главы Колчанову за 52 тысячи рублей… Затем новоиспеченный «хозяин» движимого и недвижимого имущества при пособничестве Шишикина реализовал это же имущество, включая транспорт, третьим лицам, и уже по реальной рыночной цене. А вырученные средства за здания и транспорт (свыше двух миллионов рублей) нелегально «перетекли» в оборот уже известной нам фирмы «Надежда+». Кстати, к концу августа прошлого года ее гендиректором уже будет сын районного главы Александр Юрьевич.
КРЕДИТНЫЕ МАХИНАЦИИ
У фирмы «Надежда+», как установлено следствием, был опыт в ведении двойной бухгалтерии. Ряд финансовых сделок в отчетных документах не отражался, это позволяло уклоняться от уплаты налогов. Кроме того, с целью нелегального притока в фирму дополнительных денег Скрипилин и его верные помощники решили «подоить» федеральный и республиканский бюджеты. А проще говоря, положили глаз на субсидии, которые выделяются гражданам при получении льготных кредитов для ведения личного подсобного хозяйства в рамках нацпроекта «АПК». В частности, Молоствов получил кредит в сумме 300 тысяч рублей на реконструкцию животноводческого помещения и приобретение малогабаритной техники. Однако 200 тысяч из них использовал не по целевому назначению, по указанию Скрипилина и Шишикина передал их для пополнения оборотных средств фирмы. А чтобы все было, как говорится, шито-крыто, Колчанов подсуетился с липовыми документами о якобы целевом использовании кредита. Появился договор, по которому Колчанов будто бы продал Молоствову автомашину, «собственником» которой стал, когда фирму банкротили. Как потом станет известно, эта машина уже была под залогом — при получении фирмой 700-тысячного кредита во время того же «периода банкротства». Но как бы то ни было, фирма успела незаконно получить свыше 22 тысяч бюджетных рублей в качестве государственной субсидии. И лишь благодаря вмешательству прокуратуры республики незаконная утечка бюджетных денег была прекращена.
Глава и его товарищи по уголовному несчастью вины не признают (только Шишикин — частично). Если же она в ходе судебного разбирательства будет доказана, то сладко им не покажется. У каждого свои статьи, да еще обвинение в групповом сговоре. А если говорить о ролях в этом криминальном спектакле, то у главы района, по выводам следствия, она главная.