Недавние гастроли балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета в Барселоне радостно удивили и артистов, и руководителей театра. Смотрины в Испании показали, что наша балетная труппа наконец укомплектована и в ее силах высоко держать марку русского балета, достойного восхищения самых требовательных зрителей.
Можно было бы сказать, что артисты балета из Чувашии ездят в Испанию уже как к себе домой: это шестая гастрольная поездка на родину Дон Кихота. И это стабильное сотрудничество с крупнейшим испанским агентством Промоконцерт. Однако в прежних выступлениях балетной труппы на ежегодном фестивале И. Штрауса с симфоническим оркестром театра и с оркестрами из других городов России было задействовано не более полутора десятка танцовщиков. В нынешний же вояж отправились 44 человека, включая театральное руководство. Причем в северную столицу Испании артисты Чувашии впервые повезли целый спектакль. Зрителям Барселоны была представлена восстановленная классическая версия «Лебединого озера» П. Чайковского. Пока солисты и кордебалет танцевали, руководство театра тоже не сидело сложа руки. Худрук балетной труппы Галина Никифорова работала еще и как звукооператор, наставляя специалистов театра Тиволи, не каждый день имеющих дело с музыкой великого русского композитора. Художнику спектакля Валентину Федорову пришлось потрудиться и мастером по свету. Причем в весьма непривычных условиях старого театра, где система архаичных выносных софитов обслуживалась профессиональным альпинистом, поэтому надо было работать без ошибок – вечером альпинист в театре не остается. Педагог-репетитор Ольга Серегина и вовсе переквалифицировалась в помрежа, имея дело с рабочими испанской сцены, также не слишком хорошо знакомыми с бессмертным произведением.
Как рассказывает директор театра Михаил Шиманский, в прошлом году Барселону удивлял Нижегородский театр оперы и балета. Поэтому гастролеров из Чувашии то и дело сравнивали с предшественниками. В нашу пользу. И хотя в город Дали и Пикассо удалось привезти лишь часть «лебединых» декораций и костюмов, они еще не были готовы, испанцы усиленно хвалили уже и то, что увидели. Михаил Шиманский на этой волне заявил чебоксарским журналистам на итоговой пресс-конференции, что наши солисты смотрятся выигрышнее не только рядом с нижегородскими, но, вероятно, и с казанскими тоже. Вернувшиеся из Испании артисты уверены, что одной из причин успеха стали и сами барселонские зрители, ежевечерне заполнявшие полуторатысячный зал. Барселонские любители балета своим вниманием и поддержкой буквально окрылили чебоксарских исполнителей «Лебединого озера». Публика не только эмоционально встречала каждого солиста и всех маленьких лебедей, но и приходила за кулисы, желая пообщаться с представителями великого русского балета. Ибо и артисты из Чувашии представляют именно эту уникальную школу, которую так ценят в мире.
И даже выматывающий ритм гастролей в этом случае пошел труппе на пользу. Артисты танцевали по два спектакля в день почти без перерыва. Балетные спектакли начинались в шесть и девять вечера. То есть не успевали стихнуть финальные аккорды одного «Озера», а в зрительный зал уже заходили зрители следующего. Это довольно жесткие условия, на которые соглашаются не все артисты. Наша труппа согласилась. И, по словам директора и худрука, не пожалела об этом. Коллектив еще больше оценили как в самой Испании, откуда уже поступило предложение приехать с новыми постановками, так и в Германии и Италии. Продюсеры из этих стран тоже успели посмотреть наше «Лебединое озеро». Поступил даже конкретный заказ: привезти «Спящую красавицу», «Щелкунчика» и «Кармен-сюиту».
Однако не обошлось без печалей. В Испанию не попала молодая прима театра Маргарита Камыш, которая танцует главную партию в балете Чайковского. Испанское консульство так и не выдало балерине визу, держа гастролеров в напряжении до последнего дня. Дело в том, что Маргарита является гражданкой Молдовы. А так как эта страна не подписала договор об облегчении таможенных процедур, то к ее представителям у выдающих разрешение на въезд в Испанию намного больше вопросов, чем к остальным. У исполнительницы партии Одетты-Одиллии потребовали кучу самых неожиданных справок. Наша прима чуть ли не до момента отлета обивала пороги испанского консульства, надеясь на лучшее. И все же ей пришлось лишь помахать рукой вслед улетающему в Испанию самолету. Замену найти было весьма сложно. И по причине упомянутых двух «двойников» подряд, и не слишком привычного для звезд небольшого вознаграждения за творческие труды. В конце концов нашим представителем в Испании стала Наталья Мацак, перспективная украинская танцовщица, лауреат международных конкурсов, весьма схожая по параметрам с примой ЧГТОиБ. Так что дружба народов все равно победила.
Напомним, что восстановленную классическую версию «Лебединого озера» П. Чайковского с Маргаритой Камыш в главной партии чебоксарцы и гости столицы смогут увидеть на открытии XIII Международного балетного фестиваля, который состоится 21–24 апреля.
Опубликовано: 9 апреля 2009 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики