Совсем недавно в гостях у студентов факультета журналистики Чувашского госуниверситета побывал известный телеведущий Владимир Познер. Ему задавали много вопросов, спросили и о том, не собирается ли он пригласить Президента Чувашии Николая Васильевича Федорова в свою программу?
– Да, конечно. Он человек крайне интересный, – ответил Владимир Владимирович. – Я думаю, что это произойдет. Тут надо соблюдать некоторые, как вам сказать, правила игры. Существует большая ревность между главами субъектов федерации. Ну почему пригласили этого, а не другого? Почему не меня? Потом, у вашего Президента есть манера вещи называть своими именами. Это может не понравиться. Я бы не хотел его подводить. А я буду задавать неприятные вопросы. Это мой долг. Ну, конечно, и приятные, но и неприятные. Но в принципе для меня он интересный человек, и думаю, что он интересный человек и для страны. Так что думаю, что да.
И вот в понедельник такое интервью состоялось. Думается, и корифей телевидения, и гость программы выглядели в этой передаче очень достойно.
В. ПОЗНЕР: Вам хочется остаться на пятый срок?
Н. ФЕДОРОВ: Вопрос для меня совсем неактуальный и, вообще-то говоря, даже неинтересный.
В. ПОЗНЕР: Почему же? В 2010 году у Вас этот вопрос возникнет. Кончится Ваш срок. Вы думаете о том или готовитесь к тому, что Вы не будете этим заниматься?
Н. ФЕДОРОВ: Я всегда был готов вернуться к любимой своей работе, ради которой поступил учиться на юридический факультет Казанского университета. Некоторые поступают и выбирают юридическую профессию, чтобы стать прокурором, судьей или еще кем-то – следователем, сыщиком, частным детективом. А я всегда мечтал работать адвокатом. И мне удалось поработать адвокатом как защитником интересов обездоленных.
В. ПОЗНЕР: Это и есть Ваша любимая работа?
Н. ФЕДОРОВ: Это моя любимая работа, моя мечта, моя профессия. Могу даже сказать, миссия – стать и работать адвокатом. И еще мне очень нравится работать преподавателем в вузах, работать со студентами.
В. ПОЗНЕР: Что значит для Вас Ваша должность?
Н. ФЕДОРОВ: Это возможность служить. Служить без остатка, отдавая все то, что ты можешь отдать и хочешь отдать, и должен отдать из того, что тебе Бог подарил и родители дали. Это очень интересно, это очень увлекательно. Это дает очень мощную дополнительную подпитку энергии, и, между прочим, вот такого рода отношение служения дает и результаты, если ты знаешь дело, вдохновенно трудишься, есть в тебе энергия и любишь свою родину. Это интересно.
А. ДЕМЕНТЬЕВ.
В.ПОЗНЕР: Сергей Николаевич Удавкин: «Вы были коммунистом, преподавателем научного коммунизма, затем ярым демократом-антикоммунистом в ельцинском правительстве. Сейчас – государственник-единоросс. Завтра будете всем, кем угодно, куда флюгер покажет, чтобы быть в обойме. Не пора ли становиться самим собой?»
Н.ФЕДОРОВ: Я всегда оставался самим собой. Я думаю, что все, кто со мной постоянно работает и близко знает, не могут меня упрекнуть в том, что я когда-то был флюгером. Еще раз обращаю внимание, что как юрист по образованию я преподавал курс советского права на разных факультетах, потому что это моя профессия. И что самое замечательное, прошу прощения за нескромность – бывали такие лекции, когда после звонка студенты не разбегаются сразу как обычно, а затишье 5-10 секунд и бурные аплодисменты. Я сам не понимаю почему. Это лекции по общественным наукам, по юриспруденции. Не представляю себе, чтобы я стал каким-то другим, потому что достоинство фамилии, репутация отца, деда – это, как мне кажется, очень мощная дополнительная защита, надеюсь, и меня, и моих детей.
.ПОЗНЕР: Я сейчас задам Вам неприятный вопрос, но я его не могу не задать. За год до Вашего вступления в «Единую Россию», вы довольно остроумно заметили: «Бог создал три качества для человека – ум, честность и партийность. Нообладать можно только двумя. Поэтому если ты обладаешь умом и честностью, остаешься беспартийным». Вступив в «Единую Россию» какого Вы качества лишились?
Н.ФЕДОРОВ: Мои слова, я еще раз подтверждаю. Но партии развиваются. И какие бы ни происходили наши эмоции в силу таких причин, в течение года в политике, да и вообще в жизни, может многое меняться – это на самом деле так. Если кто-то скажет, что так не бывает, не меняется – я с этим не могу согласиться — ни как ученый, ни как практик. По результатам выборов в парламент Чувашской республики мы оказались достаточно сильными, потому что меня убедили возглавить парламентский список Чувашской республики. И это было правильно. Если бы я не возглавил, то было бы то же самое, что было в середине девяностых годов: парламент чувашский был коммунистический, президент Чувашии был некоммунистический – я был президентом Чувашии. Конечно, работать и обеспечивать развитие Чувашии так, как нужно, было очень сложно. И в таких условиях реального выбора в реальной политике я бы очень хотел быть таким вот стерильным и вообще не считаться ни с какими политическими реальностями, а осуществлять экспериментально свои идеи. Это можно делать в лабораторных условиях.
…Так вот, гимн Советского Союза для меня был и остается гимном, который воспевает или олицетворяет победу идеологии большевизма…
В.ПОЗНЕР: Противником которого Вы являетесь?
Н.ФЕДОРОВ: Да. Победили меньшевизм, эсеров, троцкистов, инакомыслие. Поэтому для меня содержание гимна имеет такую тяжелую для меня нагрузку.
____________________________________________________
P.S. Эх, победили бы троцкисты — жили б при коммунизме во всем мире…