Неуютно гулять по Чурачикам в походной обуви, ну не смотрятся здесь даже весной резиновые сапоги. Улицы ровные, без колдобин, хоть сейчас на шпильках пройди – не споткнешься. И возле домов чистота, порядок, будто не в отдаленном Комсомольском районе, а вблизи столицы республики раскинулось это село.
Ничейных дорог не бывает
Ухоженная дорога не только в центре, где сосредоточены все главные достопримечательности – школа, врачебный офис, модельная библиотека, социально-культурный центр и церковь. Пройдись хоть по улице Ленина, хоть по Новой, хоть по Баумана, «лучиками» отходящим от центра, – везде одинаково. Глава сельской администрации Юрий Лукиянов справедливо считает, что дороги определяют не только бытие, но и сознание человека. Когда вокруг тебя чистота и порядок, то начинаешь стремиться к чистоте своих дел и помыслов. Так, жители деревни, проникшись заботами о благоустройстве, общими усилиями заложили парк, облагородив пустырь и косогор, портившие центральную часть села. И теперь там зеленеют «пирамидки» елочек, придавая завершенность архитектурному ансамблю.
Дорожное строительство в Чурачиках ведут всем миром, скидываясь на щебень и гравий. По 2,5–5 тыс. рублей с каждого дома собирали в последний раз на поддержание дорог в должном состоянии. «Долевое участие» вроде бы ничейную улицу превращает в свою, поэтому и отношение к ней другое. Как только начинается весенняя или осенняя распутица, сельские магистрали по распоряжению главы и при всеобщем одобрении граждан закрываются для тяжеловесного транспорта. Делается это просто – из соседнего лесхоза привозятся бревна, которыми перекрывают центральную часть деревни. «Легковушки» сквозь оставленный проем беспрепятственно проедут, а вот КамАЗы, например, нет. Хотя порой встречаются водители-самовольщики, которые пытаются на своих большегрузах преодолеть препятствие. Зная об этом, на недавнем сельском сходе Юрий Геннадьевич напомнил односельчанам, чтобы они, заметив непорядок, тут же звонили ему хоть днем, хоть ночью. Нередко, рассказывали жители деревни, энергичного главу можно увидеть за рулем грейдера. Юрий Геннадьевич, что называется, собственноручно шлифует, подправляет дорожное полотно. Недаром на очередном общереспубликанском смотре Чичканское сельское поселение, куда входят Чурачики и деревня Чичканы, удостоилось диплома за самую благоустроенную территорию в Чувашии. Теперь жители вместе с главой поставили цель – проложить щебеночное покрытие и в переулках, которых в деревне четыре. Причем не короткие, каждый протяженностью примерно 250 метров.
Только не надо думать, будто глава прямо-таки фанатик чистоты на деревенских улицах. Жителям не возбраняется возле дома и заготовкой дров заниматься, и стройку затевать. Но по окончании работ – все до единой доски убрать.
Привыкли полагаться на себя
На улице Новой небольшая бригада ладила банный сруб. На вопрос «Чья новостройка?» трое мужчин, улыбнувшись, указали на самого молодого: «Вот его». Разговорились. Дмитрий Алякин в прошлом году окончил кооперативный институт в Чебоксарах. Работу по специальности «финансы и кредит» не нашел, пока живет с родителями, помогает им по хозяйству. Впрочем, готов занять любую вакансию, лишь бы платили хорошо. Парень хоть и отвечает на вопросы с улыбкой, а подчас и с шутками, но, чувствуется, переживает из-за невостребованности. «Летом с отцом на стройку в Москву поедем», – сообщает он о планах на будущее и, наотрез отказавшись фотографироваться на память всей бригадой («одежда не та»), уходит в дом. «Хорошо бы работу по специальности нашел, ведь пять лет учился», – вздыхает по поводу сына отец, Александр Витальевич Алякин.
Ни старший, ни младший Алякины в списках безработных не числятся. Из Чичканского сельского поселения всего шестеро зарегистрировались на районной бирже труда. Из них только двое – представители сильного пола. На самом же деле временно безработных мужчин гораздо больше. Но они не обращаются за помощью к государству, привыкли рассчитывать на себя. Который уж год так – по весне идут в трактористы и механизаторы на сельхозпредприятия, а после окончания весенне-полевых работ уезжают на заработки в Москву. Осенью успевают поработать на уборке урожая, а зимой занимаются делами на собственных подворьях. Не нарушит ли кризис этот налаженный «кругооборот», ведь многие стройки в Москве и других крупных городах приостановились?
Алякины верят – все будет, как прежде. «В Москве не первый год работаем, там нас знают, на хорошем счету мы», – поясняет за себя и за сына, которого всегда во время студенческих каникул брал с собой на заработки, Александр Витальевич. А к осени, глядишь, и Дмитрий постоянную работу найдет. Если же нет, то мастеровитый парень не пропадет. Как только с баней управятся, начнет вместе с отцом пристрой к родительскому дому возводить, материалы уже куплены. Никак жениться собирается? Дмитрий не отрицает, но уверяет, что невесту еще не выбрал. Наверное, скромничает. Главное требование к молодой жене? «Чтобы дома сидела, – опять шутит парень, но тут же исправляет впечатление о себе простой и сердечной фразой: – По душе чтоб пришлась».
…Если люди способны говорить о душе, смешно пугать их какими-то кризисами.