На состоявшемся 26 февраля расширенном заседании коллегии Минкульта республики 2008 год был назван во многом успешным. Однако хронические проблемы отрасли и задачи, поставленные перед местными работниками культуры на год нынешний, показывают, что отстаивание культурных приоритетов традиционно станет для них испытанием на прочность.
Драматургия стимулов
Пока финансовый кризис не внес свои коррективы в многострадальную отрасль. Объем инвестиций, вложенных в культуру республики, а это 343 миллиона рублей, был наивысшим аж за несколько последних десятилетий. Поэтому удалось начать и масштабные реконструкции, и создание национального радио, и зарплату повысить, и открыть финансирование программы обновления сельских клубов. Всего же культурный бюджет составил почти полтора миллиарда рублей. Он вырос на 53 проц. Так что доля культурных расходов в республиканском бюджете превысила отметку в 4 проц. А средняя зарплата работников госучреждений культуры составила чуть более семи тысяч рублей. Это по-прежнему не так много, в некоторых районах культработники продолжают получать зарплаты, больше похожие на пенсии по старости. Однако работающие в культуре потихоньку начали «выруливать» из когорты самых низкооплачиваемых специалистов. Все эти цифры озвучила глава Минкульта республики Роза Лизакова в своем солидном отчетном докладе.
Год также оказался знаменателен переводом учреждений в статус автономных (АУ). Первой ласточкой стала Республиканская дирекция культурных программ, за ней в статус АУ перешли и некоторые СМИ. Свершившимся фактом стал и переход республиканских учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда, подразумевающую, что все, кто готов трудиться и хочет зарабатывать больше, смогут получать достойную зарплату исходя из качества и количества своего ударного труда. В культурном ведомстве надеются, что директора упомянутых учреждений максимально воспользуются этим стимулом, чтобы удержать в своих коллективах перспективные кадры. В противном случае дефицит последних, особенно это относится к режиссерам, дирижерам и балетмейстерам, грозит вылиться в полную неконкурентоспособность местных театральных и концертных начинаний. Тревогу усиливает отсутствие сильных драматургов и крайне небрежное отношение руководителей коллективов к молодым актерам. За прошлый год из театров «сбежало» 12 выпускников Института культуры и искусств. Причина «бегства» проста – низкая зарплата, проблемы с жильем и творческая неудовлетворенность. Причину исчезновения из поля зрения драматургов эксперты также склонны видеть в долголетнем дефиците средств на достойную оплату драматургического труда.
Поэтому в республике большие надежды возлагаются и на гранты Президента Чувашской Республики, которые успели доказать свою действенность и суммы которых в прошлом году были увеличены вдвое, с миллиона до двух, а количество с двух до трех. Ведь несмотря на то, что с финансированием театров ситуация улучшилась, проблема недофинансирования постановок по-прежнему очень серьезна: настолько запущено это театральное дело на протяжении многих лет.
Профессионалы затихли
Вынесение вопроса развития профессионального искусства в один из первых и даже главных на итоговой коллегии для республики внове. Трудно и припомнить, когда такое происходило. Ранее тема фигурировала в лучшем случае на предпоследних страницах культотчетов. Поэтому осознание того, что именно его состояние является индикатором уровня развития культуры в регионе, дорогого стоит. Правда, для развития профессионального искусства на дворе опять не самое подходящее время. Например, по объективным обстоятельствам, которые переживает вся страна, республиканская адресная инвестиционная программа подверглась оптимизации. По этой причине уже приостановлены работы в театре оперы и балета и филармонии. Однако есть надежда, что в скором времени работы будут продолжены.
Без господдержки не обходятся и 11 творческих союзов. Без стабильного госзаказа эти общественные объединения не в состоянии решить ни вопросы собственной уставной деятельности и творческой жизни, ни защиты интересов входящих в них деятелей. Кстати, на заседании коллегии представители творческих союзов, впрочем как и представители культурных учреждений, активности не проявляли, идеями не сыпали и даже не спешили делиться с коллегами наболевшим. Например, о том, какая депрессия могла загнать театры в такую ситуацию, когда залы в среднем заполняются лишь на треть? Это та же бедность постановок, недостаток крепких профессионалов или дефицит креативности? Или о том, почему все меньше и меньше желающих поступать на инструментальные отделения музыкального училища и училища культуры, в то время как концертные учреждения республики испытывают острую потребность в таких выпускниках? Одной из главных проблем дополнительного образования в докладе министра была заявлена слабая подготовка выпускников сельских школ, которые по этой причине не могут поступить даже в средние специальные учебные заведения культуры и искусства. Министр тщетно взывала к залу – обсудить эти проблемы, кроме «назначенных» выступающих, на трибуну не поднялся никто.
Утром — технологии, вечером — стулья
По-прежнему не хватает квалифицированных специалистов в области культуры на селе. Из-за отсутствия профессиональных режиссеров и хореографов в сельских клубах столь низкий уровень проведения мероприятий, что, кажется, дальше падать некуда. Однако в прошлом году лишь четверо из общего количества выпускников пришли работать в сельские клубы. К тому же наш Институт культуры в срок не выполнил даже плана по набору студентов на специальности, которыми «культурный» кадровый состав на селе укомплектован лишь на две трети. Открытие финансирования выполнения Указа Президента Чувашской Республики «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике» позволило осуществить поставки оборудования для обеспечения клубов современным светом, звуком и видео, компьютерами, сценическими костюмами и декорациями. Причем оборудование пошло в клубы лишь после проведения в них серьезного ремонта, начиная с крыш и фасадов. Это должно повысить престиж клубной работы среди молодежи. Правда, пока количество клубов, требующих в республике срочного ремонта, уменьшилось ненамного. Из 336 «лежачих» осталось 293. Показатель, по признанию Р. Лизаковой, вообще один из самых для нас болезненных и нелицеприятных. По сравнению с другими регионами – он самый худший. Но дело стронулось с места. Да и главы сельских поселений заинтересованы в развитии сельских учреждений культуры и предпринимают конкретные действия и шаги. Опасения, что сельским поселениям будет не до культуры, не оправдались. По заверениям министра, в лице глав сельских поселений чиновники от культуры нашли первых сподвижников. Глава Большечурашевского поселения Ядринского района Рудольф Софронов привел живой пример такого сподвижничества, обрисовав картину подъема из аварийного состояния сельского клуба, нынешнего досугового центра, который лишь недавно был не то что непригоден для кружков и концертов, а и просто представлял опасность для желающих отдохнуть и приобщиться к культурным ценностям. Как нашли деньги? Сначала выиграли в конкурсе софинансирования грант в 600 тыс. рублей. Это вдохновило на выделение «на культуру» и 400 тысяч поселковых денег. После этого большечурашевцам полмиллиона выдали на новые технологии. Тут уж сельская бухгалтерия не пожалела 36 тысяч на новую мебель. А там и «одежда сцены» с костюмами от культурного ведомства подоспели. Вот так 21 февраля и открылся этот досуговый центр им. А. Асламаса. А вообще селяне с тихой мечтой о светлом будущем планировали открыть его не раньше 2010 года.
Например, о том, какая депрессия могла загнать театры в такую ситуацию, когда залы в среднем заполняются лишь на треть?
Это та же бедность постановок, недостаток крепких профессионалов и дефицит креативности!!!!
Я бы еще добавил, что еще и стремительно стареющий исполнительский состав…