Ездили ли вы в школьные или студенческие годы «на картошку»? Какие воспоминания остались от этих поездок и нужно ли сегодня возрождать эту почти забытую традицию?
На эти вопросы нам ответили:
Валерий Кобылин, генеральный директор ОАО ПКБ «Техноприбор»:
– В 1971 году я поступил на учебу в МВТУ им. Баумана. Студенческая жизнь началась 1 сентября, но через 34 недели учебники по физике и математике пришлось на время отложить в сторону. Нас доставили на уборку картофеля в совхоз «Зарайский» Московской области. Селяне к нашему приезду соорудили в клубе двухъярусные деревянные нары. Было нас 120 человек. Но не помню, чтобы кто-то сетовал на бытовые неудобства. Как нынче, лили дожди, но норму мы выполняли. Надо отдать должное принимающей стороне – кормили нас очень вкусно: свежее мясо, молоко после утренней дойки доставлялись к столу исправно. Картошка помогла быстро узнать друг друга. Сразу стало ясно, кто трудяга, а кто сачок. Оценки были выставлены точно. Все так было и в дальнейшей жизни. На картошку мы ездили все годы учебы. В 1977 году меня распределили в Конструкторское бюро машиностроения в г. Коломну. Но и тут не обошлось без сельского труда. Создатели тактических ракет «Искандер», которых боятся все недруги России, каждое лето заготавливали сено и веточный корм, а осенью принимались за копку картофельных клубней. За ударный труд на колхозных полях я был рекомендован и принят кандидатом в члены КПСС. Это позволило продолжить карьерный рост. В 1984 году вернулся в родные Чебоксары, устроился работать в ПКБ «Техноприбор», но и тут застал несколько выездов на картошку. Призовут – и сейчас поеду не раздумывая.
Николай Карачарсков, заслуженный художник России, народный художник Чувашии:
– Мое студенчество пришлось на первую половину 1950х годов, когда сельское хозяйство в республике было почти доминирующей отраслью экономики. Людей в деревнях хватало, тем не менее каждую осень нас, «студиозусов», посылали на картошку. О том, целесообразно это или не очень, тогда и речи не было. Картофельный десант для нас был не в тягость, а наоборот, своего рода развлечением. До сих пор помню, что на втором курсе мы работали в деревне Молгачкасы Чебоксарского района. Это недалеко от Чебоксар, утром нас увозили, в обед там кормили, а вечером доставляли обратно.
В последние годы чтото не слышно о таких студенческих выездах. Насчет студентов, возможно, есть сомнения, а вот что касается сельских школьников – тут и сомневаться не стоит. Я бываю в Вурнарском районе, где когдато написал много портретов сельских тружеников, и вижу, как деревенские ребята с охотой работают на картошке вместе с родителями, потому что за это неплохо платят. Да и целыми школьными классами поработать сейчас на поле вредно не будет. Знаю, что школы заключают договора с хозяйствами, и те, как правило, в долгу не остаются.
Алексей Белов, генеральный директор – главный редактор ОАО «Издательский дом «Грани»:
В студенческие годы я не ездил на сельхозработы. Это удовольствие довелось испытать еще в школе после 7 класса. Самое яркое воспоминание, когда рано утром выходишь в поле и видишь уходящие, казалось, за горизонт свекольные ряды. Один из них – твой. А прополка в том и заключается, что надо почти добрую половину всходов повыдергивать и выкинуть, иначе все вместе они заглушат посевы и урожай свеклы получится мелкий. Испытание полем обычно продолжалось две недели жаркого лета. Что скрывать, такое внеурочное занятие на полях учхоза «Приволжский» проверяло нас на аккуратность, ведь многие халтурили. Не помню, сколько заплатили, но это был мой первый заработок, на эти деньги чтото купил – это точно. Если сейчас для сплачивания коллектива используют различные тренинги, то тогда их заменяли привычным «выездом на картошку».
Нина Семедова-Полупан, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации:
– Забавно вспоминать, как я впервые отправилась на картошку. Было это в 1980 году. Сугубо городская жительница, не имеющая ни малейшего понятия о сельском быте чувашской глубинки, приехала на сборный пункт в туфлях и светлом плаще. И очень удивилась, увидев массу народа сплошь в черных куртках и с рюкзаками. А у меня даже резиновых сапог никогда не было. Все это обмундирование на следующий день по приезде в Козловский район привез мне отец.
С тех пор и на картошке была не раз, и впоследствии студентов своих организовывала, и в стройотрядах сама лично чуть не всю Россию исколесила. Сказать могу по этому поводу лишь одно. «Картошка» и вообще совместный физический нелегкий труд – отличная школа жизни, коллективизма, построения взаимоотношений. А бытовые трудности потом даже не вспоминаются.
Спрашивали Леонид НИКИТИН,
Вячеслав ИВАНОВ, Зинаида ШИТЛАЕВА.