Обитатели 1318 ветхих и аварийных муниципальных квартир должны до конца нынешнего года переселиться в новое жилье. Эту цифру на минувшей неделе озвучил корреспонденту «СЧ» зам. главы Минстроя республики Сергей Банюк.
374 из них уже фактически проплачены за счет средств республиканского бюджета и федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. По остальным квартирам вопрос тоже должен быть решен в считанные месяцы.
Львиную долю в этой первой группе составляют Канаш (130 квартир) с Чебоксарами (118). Далее по нисходящей следуют Шумерля, Порецкий, Аликовский, Шемуршинский и Ядринский районы. «Квартиры приобретались из расчета «комната – на комнату», – поведал С. Банюк. – Поскольку старые жилплощади по количеству квадратных метров зачастую не соответствовали современным нормам (как правило, они были ниже действующих), то гражданам в результате размена новые жилища достаются, можно сказать, с «приплатой». Но я не думаю, что они за это обижены на нас».
Сергей Тарасович также сообщил, что строительные фирмы-подрядчики определялись в соответствии со специально проведенным конкурсом. А сами квартиры выкупались по цене 28150 руб. за кв. метр. Но это в Чебоксарах, в других муниципальных образованиях цены, естественно, были несколько ниже. «Причем мы не покупали одиночные квартиры в разных домах, а старались сгруппировать их, – заявил заместитель министра. – В результате в Шумерле были приобретены целиком сразу два новых дома, в Канаше – шесть, в Чебоксарах – около десяти (с учетом уже выкупленных гражданами в частном порядке секций). Ну а оставленные «развалины» отправятся на слом, на этом месте будем возводить новые здания».
«Доверяй, но проверяй», – гласит народная мудрость. Вот и мы после беседы с ответственным чиновником отправились выявлять правдивость сказанных слов. В качестве примера выбрали столичный микрорайон «Богданка» с его практически сплошь «допотопными» муниципальными застройками. И сразу же выяснилось, что как раз в эти дни в рамках исполнения программы «Ветхое и аварийное жилье» происходит переселение жильцов 14-квартирного дома по улице Ю. Фучика, 37. К нашему приходу там удалось застать обитателей только четырех каморок. Остальные, по словам оставшихся, почти все уже переехали.
Да и общаться «неизвестно с кем» эти оставшиеся предпочли осторожно (видимо, чтобы в последний момент – тьфу-тьфу – не спугнуть надвигающееся на них «жилищное счастье»). Например, хозяйка квартиры № 4 Надежда Андрианова хоть и сообщила, что прописана в родимой «халабуде» с 1976 года, тут же огорошила: мол, ничего про переселение из ветхого жилья в новое знать не знает и ведать не ведает. Правда, почти мгновенно из двери, ведущей, кажется, в спаленку, высунулась еще одна женская голова и сказала: «Мы тоже в курсе программы переселения!» «Молчи! Я лучше знаю, что делаю», – огрызнулась на нее хозяйка и снова обратилась к нам с улыбкой: «А я вот не в курсе!»
Другие же обитатели умирающего дома хоть и предпочли сохранять собственное инкогнито, однако поведали, что не далее как сегодня утром соседи Андриановой Кандаковы (четыре человека) уже успели переселиться в новый дом по проспекту Тракторостроителей. И что новое жилище у них размером будет поболее двух прежних комнаток. «Кандаковы так Кандаковы!» – решили мы, отправляясь по указанному адресу, чтобы сделать красивое фото счастливых новоселов для газеты. Однако внутрь «неизвестно кого» по старой «фучикской» привычке не пустили. Лишь по домофону громким хором мужских и женских голосов донеслось: «Не фотогеничные мы!» И этот хор сопровождал звон посуды – не то в новой квартире чокались, не то заботливо расставляли стаканы по полкам. Одним словом, там кипела интимная, скрытая от посторонних глаз жизнь.
Нарисованная нами картина, конечно, была бы неполной, если бы в ней не оказалось недовольных. Вот и в расположенной на той же «Богданке» двухэтажной развалюхе по адресу переулок Ягодный, 5 автору этих строк удалось застать предпоследнего «оставшегося в живых»: обитателя квартиры № 7 (вернее, каморки размером в 12 квадратов) Александра Яковлева. Александр сообщил, что «доживает» в этом месте прописки последние день-два. Что его тоже прописанные было здесь родители, сестра Светлана с 5-летней дочерью Викой и младший брат Андрей перебрались на 27 квадратных метров новенького жилища гостиничного типа, расположенного на улице Гастелло. «Но там теперь нет места для моей семьи из трех человек, а мэрия дополнительной жилплощади бесплатно не выделяет, говорит – не положено, – вздохнул глава молодой «ячейки общества». – Придется переезжать в Новочебоксарск к теще».
После скорого отъезда Яковлевых в «избушке» останется еще одна семья. «Эти скандалят, – признался зам. главы администрации Ленинского района столицы Николай Прокопьев. – В свое время они «прирастили» к официально занимаемой жилплощади еще несколько нигде не оформленных квадратных метров и теперь, получается, в обход закона требуют произвести обмен на новое жилье из расчета «равное – на равное». Что будем с ними делать? Ждать, пока они переселятся на новое законно оформленное место».
Ну а в переулке Ягодном тем временем аккурат в разгар беседы с Александром Яковлевым пришли строители. Они сообщили аборигенам, что собираются отключить объект от источников света, газа, тепла. Пора на новом месте жить с комфортом.