В минувшие выходные в столице было немало интересного. Театры предлагали самые разные постановки, а в музеях проходили разноплановые выставки и даже мастер-классы. Вот лишь несколько событий, выхваченных из обширной культурной программы.
Капуста с крыльями
Персональная выставка народного художника Чувашии Анатолия Рыбкина, посвященная его 60-летию, экспонируется в Чувашском художественном музее с середины января. Столько залов — и все в картинах. Всего в экспозиции — более трехсот живописных и графических работ. Поразила многообразная тематика: такое ощущение, что по земному шару прогулялись. Яркие краски Индии, экзотика Сирии, удивительные пейзажи Китая, Франции, Туниса. А вот Куба — местечко, где Э. Хэмингуэй написал знаменитое произведение «Старик и море».
Некоторые из полотен экспонируются впервые. Удивила и техника исполнения: с холстами, написанными маслом, соседствует акварель и даже… шариковая ручка. Например, в картине «Полет одинокой птицы» ею четко прописан мелкий ажурный фон, на который уже лег основной сюжет работы.
Но недаром выставка называется «К родному порогу». Центральный образ выставки — отчий дом. Многие картины — о простых и знакомых с детства вещах. Яблоки у порога, дедушкин сад, в котором сидят на лавочке внуки, а это утренний свет заглядывает в дом через приоткрытую дверь: как тут не вспомнить: «Мороз и солнце, день чудесный». В отдельном зале собраны женские портреты, с которых смотрят современницы — такие разные. Интересны и натюрморты художника — не только родные, но и экзотические, с морскими раковинами и диковинными растениями.
На самом деле, эта выставка «без границ» — самые разные темы, жанры, а ее география — практически вся планета. В полотнах Анатолия Рыбкина легко и просто уместился многообразный, разноплановый и такой удивительный мир. Да и сам автор поколесил по свету: Астрахань и Чукотка, Прибалтика и Крым, Казахстан и Кавказ, и, конечно же, зарубежные страны. И все эмоции и впечатления от многочисленных поездок художник донес до зрителя. К примеру, побывав летом 1997 года в Индии, Анатолий Рыбкин привез оттуда полсотни этюдов.
Без сомнения, каждый зритель на выставке найдет картину, которая наиболее созвучна его душе. Для меня такой стала «Капуста с крыльями». Большой, красивый кочан терпеливо ждет, когда его сорвут — зря, что ли, рос. А над ним лениво просыпается уже почти зимнее утро — туманное, с первыми заморозками. И листья, местами изъеденные гусеницами бабочек-капустниц, так и тянутся к небу — еще немножко, и капуста взмахнет ими,
как крыльями.
Костёр в степи
В субботний вечер Русский драматический театр пригласил на спектакль «Выходили бабки замуж» Флорида Булякова (режиссер-постановщик Станислав Васильев). Эмоционально зрителя качало, как на горках — от веселого смеха до трогательной слезы. Премьера этой постановки состоялась еще в марте 2004 года, но до сих пор люди с удовольствием ходят на комедию. Сюжет у нее жизненный.
Четыре старушки (их играют народные артистки Чувашии Галина Холопцева и Антонина Баулина, а также заслуженные артистки республики Антонина Егорова и Людмила Котельникова) живут в одной комнате — что-то вроде дома престарелых. Авдотья уже не встает с кровати, Полина заговаривается и то и дело хватается за ведро — доить несуществующую буренку, Васена потихоньку прикладывается к бутылочке, а бодрая Иваниха — до сих пор командир. Но каждая грустит об ушедшей молодости и тоскует в одиночестве. За их обыденной жизнью — невидимые миру слезы.
И тут появляется дед Абдулла, в прошлом известный на всю округу коваль (кузнец) — и бабушки преображаются на глазах, вспомнив, что они, хоть и пожилые, но тоже женщины. Все хором готовы выйти за него замуж и перейти жить в его просторную избу. Каждая лелеет в сердце последнее желание. Так и оставшаяся в девках Васена, которая врет про своих трех мужей — русского, татарина и цыгана, хочет вечерами сидеть на высоком крылечке и слушать, как поют птицы и шелестят тополя. Полине важна сама изба — она последняя сохранилась из тех, что строил когда-то ее муж Митька-Работай, тем более Абдулла говорит, что душу в нее мастер вложил. Ну а печь в той избе сложена руками мужа Иванихи — так и тянет старушку к печи, как к ушедшей молодости. И Авдотья вдруг оказывается не глухонемой — есть и у нее мечта: выйти в лес и запеть, как в юности, когда слушали ее два жениха, убитые затем на войне…
Несмотря на довольно драматический финал (приходит председатель колхоза и сообщает, что избу Абдуллы тоже раскатали — ведь в деревне той уже никто не живет), ощущение от спектакля остается легким и светлым, настолько он динамичен, наполнен шутками и добротой. Бабушки остаются в комнате, а Абдулла уходит в степь, чтобы, как кочевник, разжечь там костер. В финале пламя светит сквозь темноту, как неугасимая надежда на счастье.
Два неба
Весьма любопытно было побывать на мастер-классе по гончарному делу — это ведь одно из древнейших искусств. Показательное занятие провел художник-керамист Михаил Садовников в Чувашском художественном музее. Собралось немало желающих посмотреть на «живую глину».
…Крутится гончарный круг. Из-под рук мастера растет глиняный холмик (сначала глину вымешивают, как тесто). Он становится все больше, и вот уже это сосуд, хотя четко заданной формы пока нет — глина движется, перекатывается пластами, словно переливается. В итоге получилась ваза, да еще и с декоративным узором. И так легко произошло это чудесное превращение, что кажется, что перед нами не просто мастер, а волшебник. К тому же флейты помогали — музыкальное сопровождение чуду обеспечил квинтет из Чебоксарской детской музыкальной школы №1 им. С. Максимова.
Желающих создать свой глиняный сосуд было много, особенно среди детей. Ребята по очереди усаживались за гончарный круг и под руководством мастера пытались приручить этот природный материал. Правда, получалось у каждого по-разному, но все равно интересно. А с работами Михаила Садовникова можно было познакомиться тут же, на выставке «Два неба», как и с творчеством Ольги Афимьиной. Выставка работает в музее с декабря и уже подходит к завершению.
Михаил и Ольга — художники-керамисты и работают в одном материале, да и в одной мастерской. Они участники многочисленных вернисажей декоративно-прикладного искусства и лауреаты фестивалей гончарного мастерства. Но их творчество различно: у каждого из художников свое видение, свой язык, свои темы. Ольга Афимьина известна больше как мастер малых форм (эстампы на стенах — красоты удивительной), а среди работ Михаила Садовникова значительное место занимают монументальные вещи.
На стенах, в стеклянных стеллажах и на подставках — масса удивительных творений. Например, огромный кувшин «Старец» — дунешь в него, и он ответит эхом. А вот и композиция «Два неба»: словно блюдце раскололось, но обе половинки — завершенной формы. О названии выставки сам Михаил Садовников сказал так: «Небо ассоциируется с мечтой, романтикой, полетом, ростом. Название родилось в творческом процессе, когда я лепил тарелку, на которой появилось что-то похожее на небо. Она разбилась — пришлось ее распилить. Так и получились два неба. Но на самом деле небо одно, и все мы неустанно к нему стремимся».