Двадцать четыре семьи, проживающие в Чебоксарах по проезду Соляное, 8, два месяца большую часть дня сидят без тепла и света. Телогрейки заменили им легкую домашнюю одежду. А горячий чай стал недоступным напитком. В дневное время его здесь можно попить разве что в близлежащей столовой, принадлежащей ГУП «Чувашхлебопродукт».
Впрочем, как оказалось, именно это предприятие, а точнее его «дочка» – Чебоксарский элеватор, стало причастно к такому безрадостному существованию людей. На протяжении шести предыдущих лет жильцы дома получали электроэнергию транзитом непосредственно через него. Сегодня предприятие решило ограничить жителей дома. Свет им включают в вечернее время и в обед с двенадцати до часу. Причину такой изоляции исполняющий на момент нашего разговора обязанности главного энергетика «Чувашхлебопродукта» Александр Акименко объяснил отсутствием технических возможностей и мощностей.
Для большей ясности надо отметить, что питается от элеватора не только этот жилой дом, но и близлежащие дома, а также крупные предприятия – «Букет Чувашии», «Продмонтаж» и т. д. И поэтому не приходится удивляться негодованию жительницы дома Ольги Макеевой. Женщина, которая в таких условиях растит годовалого сынишку, возмущена: почему именно они стали жертвой нехватки мощностей? Ведь даже дилетанту понятно, что на фоне промышленных предприятий жилой дом – капля в море.
«Мы, как в блокаде, – говорит Ольга Макеева. – Газовые котлы в доме работают от электрической сети. Поэтому у нас нет не только света, но и тепла. Из-за холода мы закрываемся в одной комнате. Сидим в теплой одежде. Кто мог додуматься до такого, чтобы в разгар зимы отключать электроэнергию! Хорошо хоть с двенадцати до часу нам дают свет. Я ребенку успеваю приготовить обед, помыть его. А больше всего мы переживаем за газовые котлы. Постоянные отключения и включения ни к чему хорошему не приведут. С газом шутки плохи. Иногда мы по часу, после того как включают свет, не можем котлы разжечь».
Опасения Ольги разделяют и соседи. В квартире Дмитрия Челакова, как он сам считает, котел вышел из строя именно из-за этих постоянных включений и отключений. Молодой человек еще легко отделался – лишь испугом. «Когда отключили электроэнергию, – рассказывает он, – котел потух. Дали электричество. Зажег спичку, поднес к котлу, а она как вспыхнет в моих руках. Я чуть не поседел».
Впрочем, обо всех этих историях на «Чебоксарском элеваторе» давно уже знают. «Жалко людей», – признался Александр Акименко. Однако, по его словам, в своем несчастье они виноваты сами. Дескать, электричество ограничили только для некоммерческого партнерства «Берег-строй». А этот дом подсоединен к его сети. У дома нет отдельной линии, а она необходима, чтобы вести отдельный учет.
Безусловно, учет вести нужно. С этим любой бухгалтер согласится. Однако этот аргумент не спасает ситуацию. Тем более что в энергоблокаде может оказаться не только восьмой, уже давно жилой дом, но и новостройки. Хотя, может быть, именно строящийся микрорайон стал своего рода «красной тряпкой».
«Советская Чувашия» неоднократно писала о строительстве микрорайона «Соляное» и его перспективах – по задумкам как по архитектуре, так и по жизнеобеспечению он должен соответствовать уровню европейских стран. Заглядывая вперед, ассоциация «Берег», которая ведет там строительство, решила построить шесть электрических подстанций.
Руководство «Чувашхлебопродукта», казалось, с пониманием отнеслось к планам строительства. В конце июля был подписан договор, по которому Чебоксарский элеватор принимает на себя обязательства по созданию технических возможностей, а также выдает технические условия. А ассоциация долями выплачивает за услуги Чебоксарскому элеватору три миллиона рублей.
Этот договор фактически снял усиливающееся напряжение в отношениях между НП «Берег-строй» и «Чувашхлебопродуктом». Проблемы появились еще летом 2008 года. Тогда пошли письма с предупреждениями об отключении за подписью гендиректора «Чувашхлебопродукта» Павла Диомидова, который ныне освобожден от должности. На него было возбуждено уголовное дело, о чем наша газета также подробно рассказывала. Причину возможного отключения тогда объясняли отсутствием мощностей.
Планы ассоциации «Берег» и перспектива получить три миллиона рублей, видимо, воодушевили руководство «Чувашхлебопродукта». Претензии к «Берег-строю», который ведет строительство третьей позиции микрорайона (новый пятиэтажный дом) и тесно сотрудничает с ассоциацией, тут же отпали. Электроэнергия поступала, как и прежде.
Что касается ассоциации «Берег», она не замедлила внести первый платеж в один миллион рублей на создание технических условий для строительства подстанций, однако взамен ничего не получила. Впрочем, учитывая политику «Чувашхлебопродукта», существовавшую на тот момент, когда постоянно росли кредиты и задолженность по ним, в этом нет ничего удивительного.
Нельзя сказать, что невыполнение обязательств со стороны «Чувашхлебопродукта» расстроило представителей ассоциации «Берег». По истечении времени, когда экономическая ситуация в мире поменялась, ассоциации, как и многим другим организациям и предприятиям, пришлось пересмотреть финансовые планы. И с установкой шести подстанций решили повременить. В связи с этим предлагалось разорвать договорные отношения. На хлебопромышленном предприятии к тому времени уже поменялось руководство. И в ассоциации «Берег» не сомневались, что оплаченные деньги будут возвращены. Если не сразу, то хотя бы по какому-то компромиссному решению. Однако этого не случилось. Миллион так и повис на Чебоксарском элеваторе. А после письма от ассоциации «Берег» новое руководство решило вернуться к политике прежнего – ограничить в электроэнергии строящийся дом (третью позицию) «Берег-строя», а вместе с ним и жилой восьмой дом. Дескать, нет технических возможностей.
«Куда возможности подевались? – недоумевает председатель ТСЖ «Соляное-1» Александр Щербаков. – Ведь после заключения договора с ассоциацией «Берег» все шло гладко. Такое ощущение, что жильцы дома в заложниках оказались. Как иначе расценить эту ситуацию? Электричество «Берег-строю» ограничили. Миллион ассоциации «Берег» не вернули. Все напоминает хорошо спланированную акцию. Зачем возвращать деньги? Электрическая блокада не на руку ни «Берег-строю», ни ассоциации, ведь строительство заморожено. А кроме того, моральная ответственность перед жильцами восьмого дома… Вряд ли члены ассоциации смогут спокойно за всем этим наблюдать. Вынуждены будут не только денег требовать обратно, но и еще заплатят, чтобы снова свет зажегся».
Сердобольности же от ответственных лиц «Чувашхлебопродукта» дожидаться, похоже, придется долго. Даже договоренности, достигнутые на совещании в управлении ЖКХ и энергетики администрации города, не сработали. Свет должен был зажечься еще 24 декабря. Более того, в течение 14 дней после этого «Чувашхлебопродукт» должен был подготовить и предоставить технические условия на электроснабжение жилого дома № 8 по пр. Соляное для подписания договора с Чувашской энергосбытовой компанией, дабы с документами у жильцов все было в порядке. Увы, воз и ныне там.
Чтобы отмести аргументы о том, что у дома нет отдельной линии, «Берег-строй» решил пожертвовать строительством и разорвать договорные отношения о возмездном пользовании присоединенной сетью основного потребителя, то есть полностью отключить электроснабжение строящейся позиции № 3. А это означает, что единственными пользователями электричества от сети, которая раньше принадлежала «Берег-строю», остаются жильцы дома № 8. «Берег-строй» от электричества полностью изолирован. Но в итоге и на стройплощадке сейчас электроэнергии нет, и люди по-прежнему сидят без света и тепла. А самое печальное, что конца всей этой истории так и не видно.
Анализируя сложившуюся ситуацию, председатель ассоциации «Берег» Сергей Хохлов не преминул отметить, что за 15 лет сотрудничества с «Чувашхлебопродуктом» случались разногласия, но все они спокойно решались. «Политику сегодняшнего руководства «Чувашхлебопродукта» можно сравнить с политикой сомалийских пиратов, – говорит он. – Взяли в заложники жильцов дома и буквально требуют, чтобы мы заплатили два миллиона рублей. При этом ассоциация все договорные отношения с «Чувашхлебопродуктом» разорвала и даже обратилась в арбитражный суд о взыскании уже оплаченного миллиона. Разорвал договор с «Чувашхлебопродуктом» и «Берег-строй». Строительство теперь приостановлено, а пятьдесят человек остались без работы. Я понимаю, что финансовая ситуация на «Чувашхлебопродукте» сегодня не из лучших. Однако это не дает права так поступать. Много других вариантов экономического оздоровления. Акционировать надо «Чувашхлебопродукт». Акционеры поставят его на ноги. И не будет административного давления на близлежащие предприятия».
М. ПЕТРОВА.