Блокадников поздравил Президент

На днях 70-летней жительнице Чебоксар З. Якимовой почтальонка принесла большой нестандартный конверт. Письмо необычное. На конверт типографским способом нанесен оттиск государственного знака почтовой оплаты. Пригляделась, а это – письмо от Президента России.
Высшее должностное лицо государства поздравило Зинаиду Ивановну со знаменательной датой – 65-й годовщиной снятия блокады Ленинграда. Точно такие же поздравления, сообщает управление Федеральной почтовой связи республики, получили в Чувашии еще 186 ветеранов, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Посветлело лицо ветерана. Вроде бы ничего такого, но приятно. Не забывают. «Что-нибудь помните из того, что пришлось пережить в блокадном Ленинграде?» – спрашиваю у блокадницы. Вместо пространного рассказа Зинаида Ивановна протягивает мне исписанный листок бумаги: «Тут все сказано». Стихотворение. Такого видеть еще не приходилось – жизнеописание в поэтических строчках. Где-то складных, где-то не очень… Пусть читатель простит некоторые шероховатости в стихотворном ритме пожилой блокадницы-поэтессы. Приведу несколько четверостиший:
Была семья. И вдруг – война.
Блокада всех нас разбросала.
Когда окончилась она,
Семьи, увы, уже не стало.
Ребят отправили в Сибирь,
Сестру в немецкий плен забрали.
Голодной смертью пал отец,
А мама под обстрел попала.
Сестренку сдали в детский дом
Соседки нашей коммуналки.
И опустел наш отчий дом,
И холодно в нем стало.

Летом 1943 года четырехлетняя Зина вместе с такими же юными блокадницами попала в Чувашию. Приютило их Поречье. В райцентре организовали детский дом. Но хлебать детдомовские щи Зине не пришлось. Ее сразу же удочерили. «В детдом зашел Иван Иванович Захаров, – вспоминает она, – увидел черноглазую девочку, взял ее на руки и понес домой, к жене Антонине Ивановне». И стала девочка из блокадного Ленинграда родной в доброй и дружной семье Захаровых. Жила там, пока не схоронила родителей. «А перед смертью мама сказала для меня самые важные слова: «Как хорошо, что ты у нас есть».
Наверное, из ленинградской семьи одна Зина родилась под счастливой звездой. Война разбросала их, пятерых детей, по разным углам. Лишь через десять лет после Победы Зина встретилась с братьями, попавшими на Урал. Жизнь у них не была устлана розами. Крайне редко виделась блокадница из Поречья и со старшей сестрой, во время войны попавшей в плен и вышедшей замуж за француза. Она живет на родине мужа. Связи терялись, память притуплялась, собраться всем вместе так и не удалось. Да и сама Зинаида Ивановна крепко пустила корни в Чувашии. Семья, дети, внуки уже большие… Всю жизнь в школе учила детей, давно на заслуженном отдыхе. Она меня поразила признанием: «О блокадном Ленинграде я ничего не помню… Ни-че-го». Вывозили ее из огненного котла в четырехлетнем возрасте. Видимо, любовь Захаровых к приемной дочери выветрила из ее головы все страшное и ужасное, что было пережито маленькой девочкой в начале войны. Родиной стала Чувашия. Но сердцем всегда в Ленинграде.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.