В минувшую субботу в Центре современного искусства гуляли древний славянский праздник
– Если раньше мы стремились воспроизвести модели древних славянских гуляний в деталях, то сейчас мне в голову пришла идея, рассказывая о старом, показать новое, – сообщил о целях и замыслах празднества заведующий центром Владимир Бамбурин.
Действительно, буквально с порога посетители окунулись в атмосферу обрядов, гаданий, легенд. Лекция доцента ЧГПУ Марины Уколовой приоткрыла для многих завесу тайны, издревле окутывавшую праздник. На Руси Иван Купала ассоциируется с Рождеством Иоанна Крестителя.
Купальские обряды неизменно связаны с тремя символами – водой (омовение), огнем (прыжки через костер) и травами (плетение венков). Но даже здесь не обошлось без новаторства со стороны организаторов. Так, на одной творческой площадке гармонично сосуществовали флористы-дизайнеры «Антос», обучавшие искусству плетения венков, и мастер по карвингу Наталья Борисова с технологией художественной резки из овощей и фруктов. Вообще, в этот вечер цветы были повсюду: на моделях Татьяны Левнер в «Цветочном дефиле», на нежных, почти сказочных салфетках в технике гильоширования (выжигания по ткани) Людмилы Ненюковой, на глиняных кувшинах и тарелках Фатимы Галимовой, вокруг которой собралось больше всего детей с перемазанными в глине ладошками. Цветы украшали праздник и в виде разноцветных маков-брошей из шерсти для валяния, изготовлять которые учила Юлия Маневич, а также украшений из полимерной глины – необычных, похожих на бархат и боящихся воды.
Посетители спешили побывать на всех мастер-классах, получить практические советы по рукоделию. Многие покупали поделки, обменивались с умельцами контактами. Особый колорит мероприятию придали работы мастеров Людмилы Григорьевой, знакомившей желающих с художественной обработкой бересты, и Светланы Бойко, перенявшей лет двадцать назад у арзамасцев секреты изготовления кукол из лыка, оберега города и домашнего очага. В преддверии Дня семьи, любви и верности Светлана смастерила кукол – Петра и Февронию.
Особое настроение создавали импровизированные музыкальные шедевры, сочетающие электронику и этнические инструменты. На них играли Михаил Груздев и Андрей Кудрин. К ним присоединились все желающие. В том числе и Николай Фомиряков, мастер-дудочник без музыкального образования, но с горящими от влюбленности в мелодию, в жизнь и в людей глазами. На вопрос о том, из какого материала лучше изготовлять инструмент, он признался, что в его доме не осталось лыжных палок, так как он предпочитает металл, чтобы звук не зависел от погодных условий. «Во все времена, даже шаманы, изготавливали инструменты, опираясь на самые передовые технологии, – уверен он. – Мы подражаем мастерам, бывшим до нас, но надо идти в ногу со временем». Его позиция отражает концепцию всей акции, выступающей в роли синтеза древности и современности, язычества и христианства, этнического и модернистского. И, возможно, предсказания Валентины Масловой обретают вполне применимый на практике смысл: помни о прошлом, живи настоящим, верь в будущее и обязательно совершенствуй себя – благодаря творческим, открытым людям мир становится ярче и счастливее.
К. АНДРЕЕВА.