Потерянный дом

Учительский дом с крыльца Янгличской школы загораживает вертолет на постаменте – подарок Героя России Н. Гаврилова. Юркие кадеты «при параде» то и дело выбегают на крыльцо. Караулят школьный автобус, боятся опоздать на Георгиевский бал в Канаше. «Простудитесь, ребята». В ответ: «Да сейчас теплынь. Вы бы в морозы к нам заглянули…»

Тепло на пол-оборота

Наискосок от крылатой машины – заросшая лебедой тропинка к дому учителей-пенсионеров. Состарившееся, как и его обитатели, здание отгородилось от мира березовыми поленицами и гнилыми сараями. Только одна учительница «по русскому» ходит отсюда на уроки да за четырехлетним сыном в детсад. Не будь Людмилы Германовны, оборвалась бы последняя нить, связывающая стариков со школой, которой отдали лучшие годы жизни. Жаль, тимуровцы нынче не в моде.
Этой осенью педагоги и вовсе охладели к бывшим коллегам. В буквальном смысле этого слова. Вот почему написали всеми забытые старики в «Советскую Чувашию», излив на тетрадном листке свою боль. «Сидим в холодных квартирах. Думали, что экономят тепло, ведь на улице плюсовая температура. Но выяснилось, что директор школы Н. Егоров дал указание отключить отопление, – жалуются жильцы. – Наш дом с 1971 года отапливается от школьной котельной, с таким расчетом он и был построен. Недавно его перевели на баланс сельского поселения, но жильцов об этом не уведомили. Мы бы хоть печки подлатали».
У Юрия Петровича Иванова калитка нараспашку. Знает, что никто все равно не зайдет. Однако входную дверь плотно прикрывает: чтобы тепло в щель не ушло. Он и постель не убрал, лишь откинул край ватного одеяла. В холодные ночи не брезгует накидать поверх и фуфайки. На всякий случай в печи приготовлена растопка. Не обращает внимания на то, что печь ужасно дымит и закоптились занавески. Но сегодня праздник – тепло дали на пол-оборота задвижки, чтобы только не заморозить систему отопления.
«Наш дом нигде не числится, – выдает секрет бывший учитель физики. – Об этом узнал, когда мне отказали в приватизации квартиры. Дом хотя и кирпичный, но неправильно его построили. Постоянная сырость из-за того, что пол ниже уровня земли. Топи не топи, не согреешься. Сельским учителям положены льготы. Десять кубов дров, например, нам раньше ежегодно привозили. В прошлом году без них перезимовал, и нынче их нет».
Живет Иванов один. К тому же он инвалид. Жена умерла, и сына три года назад похоронил. Ему 68-й год пошел. Пенсия как у всех учителей. Огородом заниматься перестал. Землю отдал соседям. Когда копают картошку, собирает три мешка и на тележке везет домой. На зиму ему хватает. Живность не держит, как и многие в Янгличах. Даже куриц извел. Зато говорит, что пенсии ему хватает. «И на 4 тысячи рублей в месяц проживешь. Как получу пенсию, сразу в Канаш еду. Продукты покупаю на весь месяц». Зимой на каникулы внучку из Сургута Юрий Петрович не приглашает. Зачем морозить? Письма друг другу шлют. И ждет лета. Тогда нагрянут гости и все в доме старика перестирают.

На чьем балансе учителя?

Директор школы Николай Егоров кладет на стол увесистую папку с перепиской. Достает бумажку от 9 января 2007 года. Комиссия во главе с одним из замов руководителя райадминистрации подписала акт, что дом по улице Молодежной, 2 передан на баланс Янгличского сельского поселения. Любопытно, что директора с документом двухлетней давности не ознакомили. О его существовании узнал случайно. Оказывается, даже было решение Собрания депутатов Канашского района. Копию акта передачи с трудом Н. Егоров все же выпросил в нынешнем октябре у бухгалтера отдела образования.
«Как ведет себя сельское поселение? – переспросила учительница Людмила Германовна. – Глава утверждает, якобы документы туда пришли только в ноябре. И то после наших жалоб во все инстанции. Получается, что так лихо нас с баланса на баланс передают. Остается только сельских учителей вообще с баланса списать. Обвиняют, что жильцы не платят за единственную коммунальную услугу – отопление. Но почему не дают возможности заплатить по расценкам, действующим в Канашском районе? Договор с нами никто не заключает».
«Даже новые печи мы не можем поставить, так как квартиры не приватизированы, – пожаловалась ветеран Г. Евлампьева. – К тому же старые печи не отапливают кухню и кладовку. Да и пожарные не разрешат разводить огонь – опасно».
Кстати, у жильцов тоже пухнет папка с перепиской с чиновниками администрации Канашского района. Недавно те победно отрапортовали, что «по коллективному обращению жильцов отопление подключено по существующей схеме от котельной Янгличской СОШ». Но теплее в квартирах от этого формального участия не стало. Галина Алексеевна с соседкой Людмилой Германовной побежали среди ночи к кочегару и пригрозили, что напишут прокурору. Перепуганного работника поутру едва отговорили забрать заявление об уходе.

Спрос с крайнего

Многое объясняет откровение директора школы. Вот что он рассказал корреспонденту. «Разыскав акт приемки-сдачи, я сразу оповестил жильцов, что не буду отапливать дом. Хотя мог бы и не предупреждать, ведь юридически я не хозяин дома. Обидно, почти два года школа отапливала за свой счет неподведомственный ей дом. При этом три последних сезона мы заканчивали с перерасходом топлива. Хотя дети в самой школе порой замерзали. Меня обвинили в том, что я организовал гуманитарную катастрофу. А отрывать часть тепла от школьников – это в порядке вещей? Котлы старого образца, «пашут» с 1971 года. Мощностей не хватает. Система такая, что если полностью открыть врезку к дому, то вода только туда и пойдет, в школу не потечет. В октябре в заявлении на имя главы поселения просил срочно решить вопрос отопления дома. Уведомил, что котлы не выдерживают нагрузки. Отреагировали быстро. 12 ноября комиссия в составе главы поселения Дмитриевой и других «составила настоящий акт в том, что в целях сохранения отопительных труб от замораживания в жилом доме произведен слив воды на основании заявления директора школы Н. Егорова».

Танцуй от печки

Однако после жалобы район настоял, чтобы в дом подали тепло. Пришлось директору школы вызвать операторов и подключить систему заново. 30 ноября пустили воду без приказа и основания. В администрации района Н. Егорову пообещали заключить договор. Наученный горьким опытом, он заранее отправил свои поправки. Например, что обязуется отапливать дом до конца сезона при условии своевременной оплаты использованного газа, что школа не несет ответственности за эксплуатацию отопительной системы старого дома, т.к. в штатном расписании не предусмотрена должность слесаря.
На очередной планерке Егоров предупредил учителей, что зимой, возможно, опять будет холодно в классах из-за того, что котельная «разрывается» на два здания. Опять подключили злополучный дом, снятый с баланса. «Но ведь в том доме есть печи. Почему их не подготовили летом?» – зашумели учителя. Однако вопрос повис в воздухе, как отработавшие свой ресурс лопасти «вертушки».
Неужели в администрации Канашского района ждут, что однажды и новые котлы также спустятся с небес, как когда-то, словно снег на голову, на школу свалился щедрый подарок выпускника-Героя?

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.