Чуваши Масленицу в старину гуляли две недели
Первая называлась асла саварни (большая), вторая – кесен саварни (малая). Со временем традиции изменились, но, по рассказам, еще в 60-70-е годы XX века проводы зимы верховые чуваши отмечали по описанным ниже обычаям.
К празднику готовились заранее. Девушки шили себе новые наряды, припасали красивые платки, фартуки. Парни за две-три недели до Масленицы начинали усиленно ухаживать за лошадьми: освобождали их от работ, кормили овсом. Параллельно готовили сани с задком, ремонтировали, подкрашивали, украшали. Вместе со взрослыми суетились и дети, заранее в овраге, заливая водой, готовили горку, приводили в порядок санки и салазки.
Как было принято исстари, праздник начинала детвора. Каждый ребенок стремился до рассвета выйти на улицу. Того, кто первым скатится с горки, называли «шыв ®ул‡ у®акан» (открывающий путь вешним водам). Он пользовался всеобщим уважением и любовью, ему дарили подарки и, как везунчику, поручали начинать многие весенние работы.
Пока скатывались с горки, дети громко кричали: «Пусть конопля и лен вырастут длинными, пусть ноги у воробьев сломаются, пусть они не клюют коноплю!» – и сыпали семена конопли и льна. Бытовало поверье, у кого санки скатятся дальше всех, у того в хозяйстве лучше уродятся эти волокнистые злаки. Ближе к обеду на горку выходила молодежь, к вечеру – взрослые и пожилые. Считалось, что в этот день каждый, чтобы уродились конопля и лен, должен скатиться с горки.
Затем устраивали катания на лошадях – ®аварни чупни. В обряде участвовали молодежь и молодые супружеские пары. Ездили по соседним деревням, навещали родственников. За стол, как правило, не садились, пели, плясали.
В малую Масленицу на горке за деревней на кучу хвороста устанавливали масленичную бабу и поджигали. Пожилые кидали в нее блины и кричали: «©аварни карчµк‡! Голодной не уходи! Счастливого тебе пути!»
После этого детишки в последний раз скатывались с горки. Взрослые и пожилые шли домой, собирались с соседями и гуляли до утра. С первыми петухами расходились по домам. На этом веселье заканчивалось. Наступал Великий пост.