Юность на казенных харчах

ИЗ ДНЕВНИКА ВОСПИТАННИКА СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
«Советская Чувашия» в номере от 16 февраля сообщила о выходе книги «В огне борьбы – в огне любви». В документальной повести приводится дневник сына бедного крестьянина Алеши Ельмакова. Уроженец села Богатырево Цивильского района подростком был зачислен в известную школу самого Ивана Яковлевича Яковлева. В основном среди ее учеников были дети богатых крестьян и священнослужителей. Но Алеша, успешно выдержав приемные испытания, был принят на учебу за казенный счет Ядринского уезда. Отец, отправляя сына на чужбину, купил ему байковое одеяло за 3 рубля и простую верхнюю одежду. А вот на обувь денег не хватило – в Симбирск Алеша отправился в лаптях…
Сегодня мы публикуем отрывки из дневника Алексея Ельмакова.
С КАРТОЧКОЙ ЦЕСАРЕВИЧА
10 апреля 1915 года. Утром три часа играл на музыкальном инструменте (1­й альт в духовом оркестре школы). После обеда с Михаилом Павловым (одноклассник из Икково) пошли на базар. Я купил газету «Симбирянин» и карточку «Его императорского величества наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича».
15 апреля. Пикировали капусту, пересаживали дички, возили навоз в парник. Копали грядки 25 учащихся и 9 пленных австрийцев. Работали в конюшне, пасли коров и свиней. Весной на ферму были взяты из города Симбирска 10 пленных австрийцев и две немки, а также две полячки, эвакуированные из западных областей.
26 апреля, воскресенье. Вернулись с фермы в школу. В долевой церкви школы крестили оканчивающего 3 класс воспитанника Николая Хаймуллина, бывшего до того язычника. Встретился с раненными добровольцами нашей школы Ивановым Григорием из Нижних Кунаш и Никифоровым Александром. Вместе с Павловым Михаилом посетили бывшего учителя Икковской школы Агеносова Геннадия Евгеньевича и одного унтер­офицера из села Икково, призванных в армию и находившихся в эти дни в Симбирске.
9 июня. По окончанию учебных занятий учащиеся нашего класса были направлены на ферму на трудовое воспитание. Однако учащимся это не нравилось: заставляли работать в полную силу, часто отрывали от непосредственной учебы, из­за этого приходилось в каждом классе сидеть по 2 года. Поэтому работали на ферме неохотно, стараясь скорее освободиться.
3 августа. Утро. Холод заставляет встать и войти в избу. Родители уже ушли на жатву. Убравшись по дому и позавтракав, стал читать рассказ из журнала «Новое слово» «Теперь, когда ее нет». Пришел Виктор Комиссаров, с которым мы читали и разбирали его сочинение. Так прошел день. Вчера и сегодня, кажется, горят заволжские леса – всюду густой дым и солнышко виднеется, как красная лепешка.
В ЦЕРКВИ ДУМАЮ О ДЕВЧОНКАХ
23 января 1916 года, суббота. В школе звонят к всенощной. Не хочется в церковь, но приходится идти, так как отпроситься в город не удалось. Стою в церкви и думаю о девчонках (воспитанницах женских педкурсов при школе).
6 февраля. Начал переписываться с Маней – Мариной Алексеевной Никоноровой, младшей сестрой преподавателя русского языка и литературы Никонорова Василия Алексеевича, учащейся женских педкурсов при школе. Занял у Васильева Павла 3 рубля для покупки фуражки, которая имеется в магазине «Бройдо».
17 февраля. Сегодня впервые была военная гимнастика, проведенная новым преподавателем, военным офицером Заос Райтлеоном.
21 марта. Вчера в лампе не было керосина, уроки не приготовил. После уроков задумал написать в стихах письмо­автобиографию. На 24 строке прервал работу. Вчера получил первое письмо от Мани.
24 марта. Утром сходил в школу и отпросился у Дормидонтова на проводы брата Максима, который уходил на фронт. Когда выстроились все роты, полк отправился на вокзал. Как солдаты погрузились в вагоны, и поезд тронулся, увозя от меня милого и дорогого брата, я заплакал как мальчишка. Вскоре донесся последний свисток разогнавшегося локомотива, и я еще громче зарыдал. Несчастный день сегодня для нашей семьи.
6 апреля. Ночью в 11 часов из школы приехал Василий Яковлев. И рассказал последние школьные новости. Оставшимся в школе ученикам выдают калачи, а мы работаем на черном хлебе. Это расстроило ребят, и они начали баловаться: бренчит бедная балалайка, звенит бубенчик, некоторые пустились в пляс. Потом затянули «Последний нынешний денечек». Только к 3 часам утра утихли.
ГОВОРЯТ, ЭТО БУНТ…
2 марта 1917 года. В обеденный перерыв Степан Максимович принес в класс телеграмму. Читаем: «В России совершился великий переворот: членов старого правительства арестовали. Войска бунтуют. Дворцы в Петрограде, в Царском селе, в Ораниенбауме заняты революционными войсками… Петроград, Москва и Харьков перешли на сторону нового правительства. 250000­е войско подчиняется Исполнительному Комитету. Великий день!» Что будет дальше? Настроение у всех приподнятое. В город никого не пускают. Когда в классе остались одни ученики, наш сокурсник Василий Яковлев взял большой кусок мела и швырнул в портрет Николая II и пробил ему бок. Затем на уроке преподаватель упрекал: «Зачем это сделали. Ведь еще неизвестно, кто победит». Потом успокоился и велел снять и вынести из класса портреты царя и царицы, чтобы никто не видел. Еще раньше неизвестными учениками были размазаны грязной шваброй портреты царственных особ, висевшие в нашей спальне. Видно сказались результаты регулярного чтения отчетов о заседаниях Государственной Думы.
4 марта. Вчера Государь император Николай Александрович отказался от трона. Сегодня опубликован высочайший манифест об оставлении им престола и передачи его Михаилу Александровичу. Но тот отрекся от престола. Говорят, что это бунт. Насколько это верно, покажет время.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Как далее пишет в своем дневнике Алексей, «1917 год завершился победой Октябрьской революции, учащихся распустили по домам». 12 марта 1918 года Ельмаков получил извещение из Симбирска о преобразовании школы в учительскую семинарию. Но завершать учебу он не поехал. И вот как объяснил свое решение в последней записи дневника: «Стипендию обещали только в размере 65 рублей в месяц, а родители не могли поддерживать меня материально. Поступить добровольцем было единственным для меня желанием. Воспользовавшись объявленной мобилизацией, и скрыв от отца имеющуюся отсрочку от призыва до окончания учебы, я поступил в РККА». Сохранилась лаконичная запись в справке: «В октябре 1918 года т. Ельмаков выбыл из семинарии вследствие ухода в Красную Армию».
В армии Алексей прослужил 5 лет. Потом работал на ответственных должностях в исполкомах Цивильского, Аликовского, Чебоксарского и Шемуршинского районов. С 1942­го участвовал в Великой Отечественной войне, попал в фашистский плен. Чудом выжил в годы сталинских репрессий, работая забойщиком на угольной шахте в Донбассе.
А. Ельмаков был реабилитирован лишь в 1958 году. На родине трудился рядовым колхозником. Но справедливость восторжествовала: в связи с 50­летием Октябрьской революции 28 октября 1967 года Алексей Иванович был награжден орденом Трудового Красного Знамени за активное участие в гражданской войне и в борьбе за установление Советской власти в 1917­1922 годах.

Опубликовано: 6 марта 2013 г.


Читайте также:

15 Responses

  1. Да… Без пяти минут учитель, красноармеец, управленец, защитник Родины, зэк, колхозник, орденоносец… Такая биография, похоже, возможна только в нашей стране.

  2. при царе батюшке такого бардака не было бы.

  3. Да, при царе-батюшке чувашский народ жил в порядке и благоденствии. Правда, официально такого народа для царской власти не существовало, мы в казенных бумагах проходили как «инородцы»

  4. Средня деревня в Чувашии имела от 60-100 дворов.В поле каждая семья имела надел земли.Сеяли там все зерновые. Урожаи были слабоватые-всего то до 10-15 центнеров с га.Но всем все хватало-даже богато.Все свое было-ткали шили одежду и обувь.Наряды богатые-красиво одевались.Ничем не отставали от других национальностей.Во дворе была вся живность-лошадь и упряжи-корова и овцы свиньи куры гуси .Сеяли коноплю для масла и выработки волокна для пряжи. Но тут пришли коммуняки и все разворошили уклад жизни Чувашей . С горечью надо признавать что демократы тоже ничего хорошего для народа не делают -только вредят.

  5. Действительно, жили — как в масле катались. Только вот в семье моего прадеда, участника русско-японской войны. который пахал от зари до зари в Марпосадском районе (д. Сотниково), из 11 детей до зрелого возраста дожили всего 2 детей. Такое «райское житье» тогда было — трахома, голод, нищета. поборы царских чиновников всех уровней, да и рожали чувашские женщины тогда в черных банях. А на один наряд невесте тогда работали всей семьей, копили и собирали всю жизнь, отдавали последнее — обычай того требовал. И так жила практически вся деревня. Лошади были у единиц, а коровы из-за недокорма давали молоко только летом, да и то как козы в соседних русских селениях

  6. Кстати, насчет 10-15 га зерновых с га — это полная чушь. Столько 100 лет назад даже батыревские на своих черноземах не собирали. Да и меряли тогда земельные площади не в гектарах, а в десятинах. А насчет «пришли коммуняки» — коммунисты у нас в Чувашии были в основном титульной нации, не пришлые, и становились коммунистами чувашские крестьяне не от хорошей жизни. Не зря в Красной Армии против Колчака воевали десятки тысяч чувашей. И не надо забывать, что государственность нашему народу дел не благословенный царь-батюшка, а Владимир Ильич Ленин своим декретом. И письменность практически поголовно безграмотные до революции чуваши получили от Советской власти.

  7. Юраково моя деревня-рядом с г.Новочебоксарск.Я лично с вами пойду в Госсударственный архив Ч. Р .в Чебоксарах и докажу вам что в вашей деревне жили не лодыри а крепкие хозяственные крестяне.У нас в Юраково было 98 дворов и 92 лошади. и.т.д.Перечислять нет смысла.Откуда взялись наряды Хушпу и сурбаны ? Откуда взялись эти серебряные монеты на хушпу- девичьи сапоги и. т. д? А Государства как такового у нас нет.Недавно на одной сессии депутаты от «единой росси» отменили слово «Государство». Трахома была не только в Чувашии. В лаптях ходили не только Чуваши.Просто время было такое. Коммуняки 2000 умных да элитных Чувашей выслали в Сибирь-не мне вам говорить.

  8. Специально для Дмитрия.
    В начале 1918 года в Сотниково жили 1040 жителей — 191 семья. У них были 182 коровы, 756 овец, 204 свиньи и 1370 кур. Безлошадными были только 15 семей. И это в военную пору после 3-летних реквизиций на нужды армии.
    Голод в деревню пришел только в начале 1921 года, когда многих жителей оставили без зерна, а наделы сократили до 1,25 га. А до этого деревенские наделы составляли в среднем 6-7 десятин на семью. Обычным был урожай «сам пять» или «сам шесть». Это отношение собранного зерна к посеянному. Этого вполне хватало на все нужды. Зимой самые деятельные могли подрабатывать в соседнем лесу или за Волгой.
    Двухлетняя Сотниковская школа с 1878 года работала без перерыва. Впервые же она была открыта в 1823 году и стала тогда второй в крае, появившейся не в уездном или волостном центре.

  9. Дмитрий или ты коммуняка или дурак.Историю своей Чувашии не знаешь.Писменность до революции была у Чувашей -поищи доревол юционных книг -найдешь.Ты своим возражением показал что ты недалекий человек. У людей даже псалтырь есть.У меня лично «новый завет господа нашего iиcуса христа». «Пирен туррамар iисус Христос хуна сене самах» выпуска 1911 года г.Симбирск. Эта книга на Чувашском языке.Даже учебники сохранились у людей.Много сил вложил в просвещении Чувашей до революции Наш Шур Сухал Иван Яковлев.

  10. Конечно охмах.Чтобы рожать в бане надо же эту баню топиииить! Ведь никто же не знает когда роды начнутся.Кое где и сейчас рожают дома.Нет проблем.

  11. Знаем этого выродка ульянова—китайцев в Гражданскую нанимал за золото и те вырезали в Сибири целые деревни.А голод был лишь где были красные,где была Добровольческая Армия никогда голода не было.

  12. Конечно голода не было,потому что кормили её англичане и французы Нашим купленным хлебом(около миллиона тонн)

  13. Французы и англичане тут совершенно ни при чем. Это отрыжка советской пропаганды, крепко засевшая в непросвещенных головах. Просто на территориях, контролируемых «белыми», никогда не было хлебной монополии и продразверстки. Процветала свободная торговля и рынки были буквально завалены разнообразными товарами.
    На территории же «красных» от голода спасали только «мешочники», с которыми советская власть нещадно боролась. По подсчетам историков, от 56 до 75 процентов продовольствия в зоне «красных» обеспечивали именно они. Это потом признавали и большевики.

  14. Некий Ульянов (по кличке Ленин) в свое время мечтал и держал курс не на лучшую жизнь в Российской империи а на мировую революцию.Сейчас об этом историками и Руководителями страны замалчивается. Даже лозунг был-Да Здравствует Мировая Революция! Эту лямку коммуняки тянули аж до 90-хгодов прошлого века -Подкармливали многие страны за счет своих граждан.И сейчас идет этот процес за счет наших налогов и продажи продуктов наших недр.Никарагуа- Венесуэла-Вьетнам-Сирия-Китай-Белоруссия-и многие, многие, многие страны сосут наши рессурсы в ущерб нашего благополучия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.