Как цыгане в колхоз вступали

Казалось бы, вольнолюбивые цыгане, кроме табора, никакой организации для себя не признают. Между тем в Госистархиве Чувашии хранятся любопытные документы о том, как в 1938 году цыгане, проживающие в Чебоксарском районе в поселке Сосновка (тогда – деревня Голодяиха), захотели создать свой колхоз. Что побудило их к этому, сейчас остается только догадываться. Возможно, цыгане действительно хотели жить оседлой жизнью, поработать на земле. Но скорее всего к этому их принуждали власти.
Документы свидетельствуют, что 14 сентября 1938 г. состоялось общее собрание цыган Голодяевского сельсовета, на котором выступил председатель сельсовета И.Сергеев. Он отметил, что «кочующая жизнь приводит к нищете и темноте, надо организовать свой колхоз и работать дружно по указанию партии и правительства». Далее Сергеев разъяснил устав сельхозартели подробно и рассказал о передовых колхозах Чувашии – как они добивались высокого урожая из года в год и стали жить культурной зажиточной жизнью. Постановили – колхоз организовать. Составили список будущих колхозников, их оказалось: 17 семей, 39 трудоспособных взрослых и 35 детей. Троих самых уважаемых соплеменников цыганское племя выбрало уполномоченными для ходатайства перед властями о выделении земельного участка. Они написали заявление в Наркомзем ЧАССР, в котором говорилось: «Мы, коллектив кочующих цыган под руководством Лебедева Степана Алексеевича, обсудили свою кочевую жизнь ненормальную и пришли к заключению, что дальнейший образ кочевой жизни ничего хорошего не даст, дети наши остаются не обученными в школах, являются отсталыми от культурной жизни. Для организации оседлой жизни на территории Чувашской АССР наш коллектив просит вас помочь нам организовать свой колхоз, отпустить землю и оказать первоначальную помощь в организации конефермы. Мы обязуемся выполнять устав сельхозартели и быть примером для других». Одновременно цыгане обратились в Совнарком ЧАССР с просьбой оказать им единовременную помощь «в виде 2 тонн хлеба».
Наркомзем ЧАССР, в свою очередь, обратился во все райисполкомы с просьбой оказать содействие в подборе земельного участка для организации переселенческого колхоза цыган. Откликнулся Шумерлинский район – предложили землю на территории Красночетайского лесхоза между деревнями Верхняя Кумашка и Малые Туваны. Землеустроители составили план участка. Но при детальной проверке оказалось, что земля для пастьбы и пахоты непригодна: мелколесье, овраги. Предложили цыганам вступить в уже имеющиеся в тех краях колхозы – «Красный Октябрь», «Путь Ленина» и имени Сталина. Цыгане не пошли, да и местные колхозники были против, несмотря на то, что с ними велась “разъяснительная работа”. Наконец, для цыганского колхоза нашли участок в 400 га в Тархановском (ныне Батыревском) районе. Но пока думали да гадали, землю искали – табор исчез. В марте 1939 г. недавно переименованный Сосновский сельсовет сообщил: ”Коллектив кочующих цыган под руководством старшего Лебедева С.А. в настоящее время на территории сельсовета не находится, а где они – об этом сельсовету неизвестно”.
Видимо, передумали цыгане трудиться «дружно по указанию партии и правительства» и «быть примером для других». Так закончилась, не начавшись, история цыганского колхоза в Чувашии.
В. ПИТЕРНОВА,
гл. специалист Государственного исторического архива ЧР.

Опубликовано: 26 ноября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.