Дело было на охоте. Как раз открывали сезон на уток. Решили охотники отметить событие. Тем более стрелять можно было только поутру. Развели вечерком костер, приготовили шашлыки. Время за разговорами пролетело незаметно. На рассвете проснулись: глядь, а одного охотничка и след простыл. Обыскали всю округу. Ружье на месте, хозяина нет. Вернулись домой. Тут пропажа и нашлась. «Домой потянуло, к жене», — смущенно признался беглец. Подобных невыдуманных историй полным-полно в арсенале каждого зверобоя. И все-таки, несмотря на все «традиции», главное для каждого настоящего охотника — это азарт. Ну и, само собой, добыча.
ПРИМАНКА ДЛЯ ХОЛОСТЯКОВ
Как рассказывают новости кирова на сайте kirov.bezformata.ru, среди охотников самой красивой считается весенняя охота на селезней. Сейчас вы поймете, почему. Представьте: на полях кое-где еще остался снег, а водоемы уже чистые ото льда. Ядреный морозец поутру. До восхода солнца еще есть время. Внезапно ночная тишина сменяется птичьим гвалтом. «Свадебные» песни несутся со всех сторон, хоть уши зажимай. Так оживает природа после зимней спячки.
Птицы в это время создают семьи. Помните, как поется в песне, «потому что на десять девчонок по статистике девять ребят»? Так вот, здесь все наоборот. Среди селезней уточки просто нарасхват. Кто чуть промедлил, тот и остается не у дел. На них-то, «холостяков», и объявляется охота. Впрочем, селезней отстреливают не только по причине их незавидного положения. Природа самцов берет свое, они нападают на занятых самок, пугают их. Так что охотники, можно сказать, спасают потомство.
В ход идет небольшая уловка. Вернее, подсадная уточка. Дикая, но приученная к человеческим рукам. Птицу в сумерках высаживают на воду, охотники маскируются в шалаше на берегу. К утру она привыкает к «воле» и начинает квочку. Тут, мол, я, тут! Холостяки реагируют мгновенно. Но и охотник не дремлет. В особо удачные часы можно настрелять до пяти селезней. В светлое время суток эта охота запрещена по понятным причинам. А вот вечером — снова пожалуйста. Длится охота на подсадную утку всего 10 дней. Дольше нельзя. Птицы вьют гнезда, откладывают яйца. А семейную идиллию не смеют нарушать даже самые заядлые охотники.
КАБАН ОБЪЯВИЛ ВОЙНУ
Кабан — животное принципиальное и очень осторожное. Это мы, обыватели, считаем его неуклюжим и неповоротливым. На деле же все по-другому. Зрение у него, может, и не очень хорошее, зато нюхом и слухом природой не обижен. Заядлые грибники даже не догадываются, что, возможно, где-то рядом бродит в поисках съестного кабанье стадо. И не догадаются — звери мастерски маскируются и терпеливо ждут, пока люди не уйдут с их тропы.
Другое дело — раненый зверь. Как-то во время загонной охоты кабан выскочил на стрелка. Охотник выстрелил в несущуюся на него тушу и лишь задел животное. Что делать? Бежать некуда. Да и смысла нет. Выход один — стрелять на поражение. Выстрелил еще раз. А зверь мчится. Рядом стояла осина. Горе-охотник прыгнул на дерево. Только-только успел прижаться к стволу, как кабан подлетел и… упал. Стрелка с осины снимали уже подоспевшие товарищи, разнимая побелевшие пальцы. Придя в себя, он только и смог вымолвить: «Я думал, метра на три-четыре поднялся». Оказалось, только ноги подобрал.
Всякое на охоте случается.
Поэтому перед каждым «сеансом» с участниками загона егерь проводит инструктаж. Каждый охотник подписывается под правилами техники безопасности и помнит о другом золотом правиле: не уверен — не стреляй. Несколько лет назад в Цивильском районе охотники подстрелили… свинью. Обыкновенную, домашнюю. Перепугались: чью животину «завалили»? Оказалось, своенравная дама променяла хлев на кабанье стадо. Прижилась в нем и даже, как потом выяснилось, обзавелась потомством — после этого случая охотникам не раз попадались пестрые гибриды. Даже шутка ходила о новой — цивильской — популяции.
Самый крупный кабан — это секач (по словам специалистов, его вес достигает порой 200 килограммов!). Эти животные долго не живут. Лишь в исключительных случаях до двадцати лет. Не стоит этот факт ставить в вину охотникам — чаще всего кабаны гибнут, получая увечья на турнирах и от зимней бескормицы.
И КОСОЛАПОГО РАЗБУДЯТ
Можно ли вытащить медведя из берлоги? Оказывается, запросто. Отваживаются на это только профессионалы, поскольку здесь главная задача — попасть в зверя с первого выстрела. Впрочем, в Чувашии охота на медведя ведется редко. Не так уж много этого зверя в наших лесах. Обычно выезжают в Кировскую область. Там, возле деревень, окруженных лесными массивами, запросто можно встретить одного-двух косолапых. По давно сложившейся традиции, трофей (шкура) переходит удачливому стрелку.
В республике охота является любительской, не промысловой. Поэтому и путевки на крупного зверя выдаются в ограниченном количестве. И как это ни парадоксально звучит, но именно охотники ратуют за комфортное существование лесных жителей. В обязанности каждого входит круглогодичная подкормка зверей желудями, картофелем, зерном и даже солью. Между прочим, животные очень страдают от нехватки последнего продукта.
Oльгa ЯHBAPСКАЯ