Обращаются к вам родители воспитанников детского сада «Рябинушка» села Красные Четаи. Мы считаем, что права наших детей нарушаются. Так получается, что они не имеют права находиться дома по семейным обстоятельствам, а только если родители в отпуске или по болезни. Многие родители работают за пределами республики, им хочется пообщаться с детьми, а сделать этого нельзя. За пропущенные ребенком дни без уважительных причин с нас взимают деньги, а на что они идут, нам никто не объясняет. Крыша в садике течет, в подвале стоит вода, и даже зимой летают комары.
А теперь еще и для «оздоровления» бюджета района распоряжением главы администрации А. Крикова наш садик перевели на сокращенный режим: дети могут находиться в садике 10,5 часа. Получается, что бюджет оздоравливают за счет наших детей и воспитателей. Нам обидно, что мы ежегодно платим, собираем деньги на ремонт, а взамен ничего не получаем.
Группа родителей.
Согласитесь, что описанная ситуация встречается не только в Красных Четаях. Поэтому корреспондент «СЧ» решил на месте вникнуть в детали.
Глава района Александр Криков, прочитав письмо, загрустил. Правде трудно возражать. Действительно, садик нуждается в ремонте. Крышу латать уже бесполезно: нужно делать двускатную, покрывать ее оцинкованным железом, чтобы забыть о ней лет на пятьдесят. Стоит это немногим более трех миллионов рублей. И в подвале все трубы менять нужно, поизносились. Это еще около четырехсот тысяч. В прошлом году нашли средства, сделали индивидуальное отопление в «Рябинушке», потратили почти триста тысяч, но жалеть не приходится: прежде малыши мерзли.
Другой вопрос, почему пребывание детей сократили на полтора часа? Так родители зимой своих чад норовят забрать пораньше, даже обращались с просьбой кормить их до пяти часов, чтобы домой уже сытыми привести. Сейчас во всех группах к шести часам малышей пять-семь остается. Поэтому назначили дежурного воспитателя, чтобы у занятых мам и пап была возможность забирать ребятишек попозже. Хотя среди воспитателей немного желающих брать полторы ставки: у всех свое хозяйство, семьи, хочется домой пораньше приходить.
Про плату за детский сад мы разговаривали уже с начальником отдела образования районной администрации Татьяной Шереметьевой. И вот что выяснилось.
Каждый детский сад имеет свое положение, на основании которого и работает. Там четко прописано, что в дни болезни ребенка и во время отпуска родителей плата за детский сад не взимается. Если ребенок по каким-то другим причинам в детсад не ходит, то оплата проводится не в полном объеме, а за вычетом расходов на питание. Деньги идут в бюджет района, из которого идет зарплата воспитателям, оплата коммунальных услуг и прочие расходы, связанные с содержанием детских садов. Детские учреждения в районе дотационные, плата, которая взимается с родителей, покрывает около пятидесяти процентов расходов на них. Позволить, чтобы родители платили только по факту за посещение детсада, невозможно еще и вот по какой причине: если ребенок будет ходить в детский сад два-три раза в неделю, а остальное время сидеть дома, то возмутятся очередники. Мамы не могут выйти на работу, потому что малышей оставить не с кем. И как им объяснить, что человек держит место, хотя в нем не очень нуждается? В селе сто шесть человек ждут места в детском саду, из них тридцать человек из числа тех, кому оно крайне необходимо. В Красных Четаях дошкольных учреждений всего два: «Рябинушка» и «Солнышко», второй нуждается в капитальном ремонте, но на это денег в бюджете района пока нет – на очереди реконструкция центральной районной больницы.
В деревнях Красночетайского района обеспеченность детсадами получше. В каждой школе есть дошкольная группа. Вот там посещаемость стопроцентная: дети пропускают занятия в садике только по болезни. Очереди, правда, тоже есть, но в основном по семь-восемь человек. За исключением сельского поселения Питеркино. Там много молодежи, рабочими местами она обеспечена, и детей много. На выездном заседании Госсовета, которое недавно проходило здесь, сотрудники школы обратились к депутатам с просьбой включить в республиканскую программу развития дошкольного образования строительство в сельском поселении детсада на пятьдесят мест. Вся надежда у сельчан, что деньги из бюджета республики выделят, самому району такое строительство не потянуть. Это сильно облегчило бы положение дел и помогло бы молодежи закрепиться в районе.
На площадке у воспитанников «Рябинушки» заканчивалась прогулка: подошло время обеда. Румяная ребятня разбежалась по группам переодеваться. В помещении тепло, на потолке видны небольшие следы протечек. Линолеум старенький, неплохо бы заменить. Но в этом году уже не получится, отремонтировали пищеблок, на стены положили плитку, потолки покрыли масляной краской: Роспотребнадзор сейчас особо пристальное внимание уделяет кормлению детей. Детей этот процесс тоже волнует – явно проголодались на улице, уселись за столики, с аппетитом поглядывают на тарелки с тертой морковкой. В группах вместо двадцати детей по пятнадцать-шестнадцать. Кто-то прихворнул, у кого-то родители в отпуске. Летом посещаемость была выше.
В Баймашкино приехали уже после обеда, дети улеглись спать. В деревне осталась только начальная школа, за средним образованием учеников отвозят на автобусах в Красные Четаи. А на освободившихся площадях организовали дошкольную группу. Родители довольны: все рядом, никуда малышню возить не надо. В группе дети не только под присмотром, с ними занимаются по программе дошкольного учебного заведения. Все как в обычном детском саду: на полу – подушки для сидения, на стеллажах – игрушки, в шкафу – книжки. Воспитатели с высшим образованием, молодые, очень старательные.
Единственная проблема у директора школы – это необходимость закупать молоко в магазине. Собственное молоко – хорошее, живое, от проверенной ветеринаром коровы, приходится сдавать по пять рублей, а взамен покупать в магазине, нередко выработанное из порошка, в шесть раз дороже. А ведь деревенское молоко и вкуснее, и полезнее, да и денег жалко. Конечно, требования Роспотребнадзора понятны, стараются обезопасить детей от отравления, но ведь из Москвы всего не увидишь и не предусмотришь: это и скандал с китайским молоком показывает. Жалко денег – не жалко, но поделать ничего нельзя: закон нужно соблюдать. Так что свое молоко дети пьют дома, а в школе-садике из заводских пакетов. Бывают ли жалобы у родителей? Да вроде бы нет. Тут все свои, если что понадобится, решают на месте. Конечно, хотелось бы, чтобы детский сад был в новом помещении, чтобы школа тоже была как по телевизору. Но и тем, что есть, пока довольны: все понимают, что богатых спонсоров на селе найти сложно, поэтому все, что можно сделать своими руками, делают.
Пока дети спят, нянечка намывает полы, а руководство школы решает вопрос, как благоустроить игровую площадку без особых затрат.
Вокруг школы идет строительство: дома все больше двухэтажные, ни дать ни взять коттеджный поселок. Со временем его обитателям захочется детский сад иметь под стать жилью. Но это дело пусть недалекого, но будущего. Правда, если не платить по счетам, оно так и не настанет.