В 2000 году мне посчастливилось узнать о существовании лабораторий по чувашской вышивке, которые были расположены в Доме народного творчества. Тогда еще все желающие могли научиться названному ремеслу, пройдя учебу в этих лабораториях. Заведовали ими М. Симакова (чувашская вышивка) и А. Ильбекова (узорное ткачество).
Я выбрала узорное ткачество и училась ремеслу в течение двух месяцев, ткала салфетки и полотенца. И очень довольна этим. Довольны и те, кто научился там вышивке. Однако, к великому сожалению, эти творческие лаборатории были упразднены. Мне кажется, что этим чувашскому народному искусству был нанесен большой вред. Также не стало и фабрики «Паха тере», которая выпускала различные изделия, украшенные чувашской вышивкой, и тем самым завоевала мировую известность. Произведения опытных вышивальщиц экспортировались в страны Европы, Америки и Ближнего Востока. Число вышивальщиц, работающих на экспорт, достигало 500, а произведения, созданные ими, исчислялись тысячами экземпляров. В годы своего становления фабрика испытывала большие трудности из-за отсутствия опытных мастеров и художников. Но с появлением художников Л. Яковлевой, К. Матвеевой, а чуть позже и Е. Ефремовой чувашское народное декоративно-прикладное искусство начало подниматься все выше и выше. Е. Ефремова по крупинкам собирала произведения народной вышивки, чтобы раскрыть секреты швов. На основе собранных образцов разработала специальную таблицу, где были указаны названия швов на русском и чувашском языках. Кто пользуется этим сегодня?
Чувашскую вышивку мы должны сохранить для потомков. Об этом думаю не только я, но и многие люди, неравнодушные к судьбе национальной культуры. В сентябре в «Советской Чувашии» я прочитала статью
Е. Сергеевой «Чудесные вышивальщицы со школьной скамьи». Полностью согласна с автором статьи. Мне 65 лет. У меня четверо внуков. Как бы было хорошо, если бы они владели секретами чувашской вышивки. Кое-чему, конечно, я их научила. Как говорится, дети и получили знания о корнях, и без куска хлеба не останутся. Однако учить этому надо методически, да и у многих нет бабушек, владеющих навыками старинного национального искусства. Поэтому я обращаюсь к министру образования с просьбой рассмотреть вопрос о включении изучения чувашской вышивки в школьную программу.
Н. ЕРМОЛАЕВА,
мастер народных художественных промыслов.