Обычно, покинув высокий пост, чиновники становятся гораздо откровеннее в высказываниях. А Модеста Колерова еще в бытность начальником управления Администрации Президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами за глаза называли «ястребом». Да и причиной его увольнения в октябре прошлого года, как утверждали злые языки, стал именно «излишний радикализм в отношениях с сопредельными государствами». Поэтому все, кто пришел на семинар, посвященный проблемам стран СНГ, с его участием в Чебоксарском филиале Волго-Вятской академии госслужбы, наверняка рассчитывали на интересный разговор. И не ошиблись в своих ожиданиях.
Собственно, чиновником М. Колеров проработал недолго — всего два с половиной года. До этого он был главным редактором информагентсва «REGNUM», которое и основал вместе с Б. Соркиным в 2002 году. Сегодня Модест Алексеевич возглавляет союз общественных организаций «Свободная Россия».
Главный вывод, который он сделал по итогам своего «хождения во власть», — отношения России и ближнего зарубежья по-прежнему остаются «очень эмоциональными и родственными». Мы имеем дело и с ревностью, и с обидами, и с надеждами на Россию. Но даже теперь, когда преподавание русского языка во многих сопредельных государствах сводится к нулю, Россия остается безусловным экономическим, политическим и культурным лидером евразийского пространства. Доказательством чему хотя бы трудовая миграция в нашу страну, которая вместе с сезонными рабочими достигает десяти миллионов человек.
Кроме того, Россия сегодня единственное место на территории бывшего Союза, где установился трудный, сложный, но все же межнациональный мир. Здесь имеется в виду не только отсутствие прямых конфликтов, но и реальный федерализм, права людей на свой язык и государственность. В остальных странах бывшего Союза, за исключением разве что Белоруссии, политическая система строится по принципу монополии — этнической, языковой или культурной. Даже в многонациональных государствах, например в Украине, процесс построения этнической монополии ведется полным ходом. Кое-где, правда, власти на этом пути уже дошли до ручки и теперь вынуждены идти на попятную — в Киргизии всерьез задумались о сохранении официального статуса русского языка, а в Латвии озаботились правами «русскоязычных».
Тем не менее находятся желающие упрекнуть Россию в каких-то надуманных «грехах», внести раскол. Людей, которые по понятным политическим причинам пытаются найти из ряда вон выходящие финно-угорские проблемы в Поволжье, М. Колерову просто жалко. Когда эстонские «искусствоведы в штатском» приезжают в Марий Эл, им трудно объяснить, почему те же марийцы имеют в России титульную государственность, а у компактно проживающего на северо-востоке Эстонии русского населения нет даже полноценного гражданского статуса. Или почему в Чувашии, например, существует реальное двуязычие, а в Нарве, где живут практически одни русские, запрещены вывески на русском языке.
Стоит ли России бояться неконтролируемой миграции? М. Колеров уверен, что эта опасность сильно преувеличена. Больше всего нас пугают китайскими мигрантами, но на самом деле их не так много. Кроме того, подавляющее большинство китайских мигрантов — неквалифицированная рабочая сила. Даже если кто-то из них и работает водопроводчиком или слесарем, специальность он, скорее всего, получил уже в России. В Чите строительные работы предпочитают поручать армянам, а граждане Поднебесной заняты в основном на сезонных работах. Но винить в этом надо вполне российских предпринимателей. Вместо того чтобы платить соотечественникам достойную зарплату, они за копейки нанимают китайцев, а «сэкономленные» деньги тратят на взятки чиновникам…
Опубликовано: 5 февраля 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики