Вот уже несколько дней окрестности сел в пойме речушки Меня Порецкого района сотрясает самая настоящая канонада. В близлежащем карьере рвутся тротиловые шашки с местного гипсового рудника. Правда, не по прямому назначению – с целью дальнейшей проходки, а просто для уничтожения зарядов.
На разоружение шахта вынуждена пойти по той причине, что буровзрывные работы в ближайшее время здесь вряд ли придется вести. Завершение ее строительства и попутная проходка приостановлены из-за отсутствия дальнейших финансовых поступлений от московского инвестора. По словам начальника шахты В. Сайфуллина, шахтеры два месяца не получают зарплату, человек 20 отправлены в административный отпуск. Некоторые вместе с односельчанами подались на заработки в Москву. Наметилось уже и сокращение непроизводственного персонала, в том числе охранников. А «боезапасы» без присмотра оставлять нельзя, вот и взрывают.
Освоение этого уникального месторождения гипсового и ангидритового камня ОАО «ГиПор», напомним, начало девять лет назад. Его запасы рассчитаны на добычу 1 млн. тонн породы ежегодно. По проекту планировалось также из данного сырья наладить выпуск высокотехнологичных стройматериалов, в частности гипсокартонных плит. Попутная добыча гипса все это время велась – только за последний год освоено 400 метров проходки, выдано на-гора 26 тыс. тонн камня, который отправляют на Чамзинский цементный завод в Мордовии. Сооружен склад для продукции, обзавелись собственным бетонно-растворным узлом. На сегодня объект готов на 90%, но с начала года инвестиций поступило лишь порядка 16% от необходимого. О строительстве перерабатывающего производства уже и речи не ведется. Его первоначально планировалось заложить на руднике, потом – в Шумерле. Теперь вот под угрозой и дальнейшая работа шахты.
Сейчас шахтеры, по словам В. Сайфуллина, озабочены поддержанием шахты в рабочем состоянии, в первую очередь, тем, чтобы за долги не отключили газ и электроэнергию. В противном случае шахта просто не сможет дальше существовать. А зимой, если замерзнут насосы, начнет трескаться крепь, в шахту пойдет вода…
Не менее ощутимым может стать и социальный урон. Проходчики на шахте – из местных, вместе с семьями их насчитывается около тысячи человек. В случае закрытия производства далеко не всех из них при развернувшемся кризисе ждут Москва и Север.
Вряд ли стоит утверждать, что предприятие стало жертвой экономического кризиса. Приток инвестиций ослаб значительно раньше, утверждает генеральный директор «ГиПора» А. Антипов. Кризис, судя по всему, просто усугубил финансовое состояние инвестора, и он был вынужден поставить под сомнение дальнейшее финансирование проекта. Как сказал корреспонденту «СЧ» министр природных ресурсов и экологии республики С. Дринев, в настоящее время рассматривается предложение инвестора о передаче солидного пакета акций в собственность республики. Необходимо изучить, в какую копеечку обойдется содержание шахты и завершение ее строительства. Надо полагать, будет принято взвешенное решение, учитывая уникальность, масштабность и важность проекта для региона. Для этого придется искать нового инвестора, что, по мнению скептиков, в настоящий кризисный момент весьма проблематично. «Залезать» в шахту сейчас довольно рискованно.
Но не следует забывать, что первый инвестор не побоялся сделать это практически сразу после дефолта 1998 года. Что ни говори, а львиная доля проекта реализована, он в целом раскручен. Так что поставить запятую в его истории многократно легче, чем начать с нуля. Точнее, с поверхности земли, чтобы углубиться на полусотню метров.
Опубликовано: 30 октября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики