Пугачевская башня

К МЕСТУ БЫВШЕГО ИКОНОСТАСА ПРИХОЖАНЕ ТАЙКОМ НЕСЛИ ПОДНОШЕНИЕ

пугачевская башня цивильск троицкий соборНа одном из православных сайтов всего несколько скупых строк о Троицком соборе – безмолвном свидетеле удивительной истории старинного Цивильска. Также не исследован уникальный объект культурного наследия федерального значения, известный в народе как Пугачевская башня. Хочется верить, что не только по месту прописки, а это, ул. Пугачева,16, получила название колокольня.
Краеведы могут предложить свою версию обретения православным строением оригинального имени. Кстати, колокольня не обычная, а с секретом. Оказывается, в старину церковь Иоанна Милостивого (обиходное название Ивановская церковь) была устроена прямо во втором ярусе отдельно стоящей колокольни собора. Вот почему здание, построенное в середине XVIII в., представляет собой сложную трехъярусную восьмигранную башню на крепком двухъярусном основании.

МОНЕТКИ У АЛТАРЯ

Старожилы Цивильска помнят, что в 1960-е годы жители всего района спешили к этому двухэтажному зданию с удивительными резными окнами и такими пугающими решетками, поскольку здесь располагался местный архив. Ничего не поделаешь, таков классический образ госучреждения советской поры. Посетители не догадывались, что у тихой конторы в центре старого города нет ничего своего. Даже залатанная крыша над головой без снесенной колокольни, как и все помещения, – от прежних хозяев. Кстати, вокруг было немало обшарпанных фасадов под блеклыми вывесками: пожарное дело, пекарня, заводик по выпуску гвоздей, швейная артель.
Мне, юному пионеру, и в голову не могла прийти мысль, что чиновники райцентра работали в помещениях, отобранных у православных приходов. В районном архиве, например, различные справки выдавала тетя Феня. Почему такое неофициальное обращение? Объяснение простое: с архивом управлялась моя родная тетка. Она часто постукивала по клавишам допотопной печатной машинки, а потом пропадала в чреве сумрачного зала, поделенного перегородками. Иногда вдруг она, подобрев, разрешала чуть-чуть посидеть за ней. Но чаще гнала в шею, оберегая казенную собственность. Почему-то в комнатке на втором этаже, где толпились посетители, всегда можно было собрать кучу монет на цементном полу. Но эту мелочь тут же отбирала тетка. Да еще яростно ругалась. Причину такого ее поведения я узнал намного позже. Оказывается, и спустя десятилетия после закрытия храма к месту иконостаса верующие украдкой несли подношения, то ли замаливая грехи, то ли прося защиты. Кстати, личная жизнь у служащей архива Февронии Васильевны тоже не сложилась. Старость она встретила без семьи.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЕМЕЛЬКА?

Если верить отрывочным сведениям, с основным войском в Цивильск Пугачев не заехал. В город якобы он отправил отряд из 50 казаков. Здесь пугачевцы разгромили церковь и казну, несколько купеческих домов, питейный дом, повесили воеводу и двух дворян. Утром следующего дня бесплатно раздали казенную соль. С 17 на 18 июля 1774 года повстанческое войско ночевало близ села Богатырево на реке Унге, следующие две ночи отдыхало около села Большие Яндобы и на лугу у села Ильина Гора под Курмышом на реке Суре. Крестьяне-чуваши группами и поодиночке вступали в войско Пугачева и становились «казаками». Не отсюда ли тянутся «казацкие корни» у местных атаманов?
Между тем первое упоминание о Цивильске относится к 1584 году, когда по распоряжению Бориса Годунова здесь была построена крепость, населенная русскими. Однако, по мнению историков, город основан как оборонный пункт Московского государства в 1589 году на месте Сюрбеево – чувашского сотенного поселения. Известно, что черная полоса в истории городка продолжалась долго. В 1609-м Цивильск был сожжен черемисами, в 1671-м подвергся нападению отрядов Степана Разина, а в 1774-м был взят отрядами Емельяна Пугачева. Словом, в ту пору среди других городов ничем особенно примечательным не выделялся. Это был деревянный посад с беспорядочно, или, как тогда писали, «без прожекта», расположенными на кривых и узких улицах зданиями. Лишь выделялись силуэты высоких монастырских и церковных построек: Тихвинского женского монастыря, Троицкого собора, Казанско-Богородицкой и Кладбищенской церквей.
Незаметно Цивильск утратил свое военное значение, его заселили ремесленники, купцы, крестьяне. Только с приобретением статуса уездного города Казанской губернии (1796 г.) началось постепенное развитие. Местное население занималось в основном сельским хозяйством, однако к концу 19 века (несмотря на население около 3 тысяч человек) действовало около 20 мелких промышленных предприятий.

О СВЯТОМ МЕСТЕ

Занимать церкви под конторы было обычной практикой комиссаров. Известно, что в июле 1925 года Тихвинский монастырь был упразднен, а его здания переданы уездному отделению народного образования под культурно-просветительное учреждение. В этом же месяце началась очистка, вернее сказать – разграбление духовного комплекса. Был разобран иконостас, на ценные предметы составлена опись. В уездный исполком поступило заявление от верующих с просьбой передать Тихвинскую икону Божией Матери и некоторое имущество в Казанский храм, их просьба была удовлетворена. В Троицкий собор были переданы икона Великомученицы Варвары и Казанская икона Божией Матери с кивотом.
Эксперты утверждают, что ансамбль Троицкого собора с колокольней «Пугачевская башня» – один из интересных памятников русского культового зодчества первой половины XVIII века. Сам старинный собор относится к типу бесстолпных церквей с трапезной и боковыми приделами. К тому же облик фасадов характерен для чебоксарских церквей конца XVII – первой половины XVIII веков. Жаль, что в интерьере живопись и архитектурный декор не сохранились.
Известный ученый Л. Браславский в книге «Православные храмы Чувашии» пишет о цивильском соборе Святой Троицы следующее: «Построен на средства прихожан в 1734 году, четырехпрестольный плюс еще один, который находится под колокольней, отдельно стоящей от храма, Собор каменный, теплый. На церкви пять глав, иконостас в главном храме. Колокольня каменная представляет собой трехъярусную восьмигранную башню. Под ней-то и располагалась церковь Иоанна Милостивого, устроена во втором ярусе двухъярусного основания. Закрыта в 1940 г., верхняя часть была сломана».
В Чувашской энциклопедии Н. Муратов дает такое толкование: колокольни храмов – это башенные сооружения, предназначенные для подвешивания колоколов, раньше были звонницы на деревянных столбах. Бывают двух типов: пристроенные к зданию церкви (как правило, с западной стороны, к трапезной) или отдельно стоящие. В Среднем Поволжье они появились со времен покорения Казани и начала христианизации местных народов. Своеобразием объемно-планировочного решения и декора отличается сохранившаяся отдельно стоящая трехъярусная колокольня Троицкого собора в г. Цивильске (народ. название – Пугачевская башня). Кроме своего непосредствен. назначения, колокольни использовались и для других целей. В них размещались кельи для паломников, учебные классы и даже храмы, как в колокольне Троицкого собора в Цивильске.
Не только нынешнее поколение спохватилось и озаботилось «в поисках утраченного». В декабре 1974 года правительство РСФСР в спешном порядке внесло дополнение и частичное изменение в документ от августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». В разделе о Цивильском районе был указан комплекс сооружений Троицкого собора в Цивильске с колокольней (Пугачевская башня).
Если покопаться в фондах Государственного исторического архива Чувашской Республики, то материалы об этом соборе помечены: «Фонд: 289». В нем 47 единиц хранения: самая первая дата 1721-й, последняя – 1910 год. Интересно, например, что в 1899 году в приход входило 23 населенных пункта, включая Цивильск.
Между тем. Как известно, указом императрицы Екатерины Второй 15 января 1774 года реку Яик переименовали в Урал, а Яицкий городок – в Уральск. Царские власти делали все, чтобы вытравить в народе память о Пугачеве и обо всем, что с ним было связано.
А в Цивильске сохранили эту память. Но нет ответа на вопрос, почему православный объект – колокольню с приделом – назвали Пугачевской башней? Документально подтверждено, что Емельян сын Иванов не привечал священнослужителей. Но история распорядилась иначе.

Опубликовано: 13 октября 2012 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.