Валерий Тимофеев называет себя воздушным оператором, потому что является и летчиком, и фотографом. А те, кто знаком с его работами, относят его к энтузиастам, одержимым страстью к свободному полету и любовью к фотографии. Почти 15 лет он снимал Чебоксары с воздуха во всех деталях. И эти снимки легли в основу уникального альбома «Пролетая Чебоксары», который сейчас ждет своего издателя.
Такого полномасштабного подробного фотоальбома в стране еще никто не издавал. Как и никто еще в Чувашии с неба так досконально республику не изучал. Так что потенциальные спонсоры могут внести достойный вклад в фотолетопись республики.
Фотографией Валерий начал заниматься еще в школе, был даже школьным фотокорреспондентом, которому доверили фотоаппарат «Зенит» и ламповую вспышку. Но затем юного фотографа потянуло в небо, он занялся дельтапланеризмом. В 80-е это было довольно модное течение. Будущий воздушный фотограф посещал секцию при агрегатном заводе, где дельтапланы на ту пору были самодельными, а потом попал в спецнабор в Чебоксарский аэроклуб, где с 17 лет уже начал летать на ЯК-52, налетав больше 40 часов и совершив 450 прыжков с парашютом. К тому времени у российских дельтапланеристов появилась заводская техника. И Тимофеев с друзьями создает свою секцию, а затем и клуб «Икар», регулярно выезжающий на российские соревнования и праздники с «небесным» размахом.
– Дельтаплан – как велосипед, – говорит воздушный фотограф, – самое главное научиться, а потом будто летаешь сам.
Освоив дельтаплан, он осваивает и параплан. Первый параплан в Чувашии появился в 1994 году. Технологии менялись с бешеной скоростью, появлялись новые конструкции, модели, материалы становились легче. Можно было парить уже почти как птица. И смело утверждать, что в это самое время сбылась мечта Икара.
А для инструктора по дельтапланеризму Валерия Тимофеева пришло и время видео и фотографии, которыми он опять начал заниматься – для пропаганды этого вида спорта. В это время у него был уже и мотопараплан. Правда, сначала он его серьезно не воспринимал. Для дельтапланериста у этого парашюта с моторчиком скорость кажется слишком маленькой. Но очень скоро возможности сверхлегкой авиации оценил: маневренная штука и практически безопасная. Когда первый раз взлетел на ней на заливе, народ смотрел на вертикально уходящего в небо человека как на космонавта. А он тогда, не приземляясь, прямо с залива полетел домой. Увидел свой дом, школу. Все было видно так детально, как будто он летал во сне. Тогда он вспомнил, что в баке у него недостаточно топлива. Но ничего, спланировал, сел аккуратно на обочину дороги, собрал все аккуратненько и пошел дальше пешком.
Правда, после переломного для мира 11 сентября к летающим объектам стали относиться с подозрением. И даже маленький параплан практически приравняли к Боингу. Съемки тоже стало делать труднее. В небо почти нигде не пускали. А ролики и фото брали недоверчиво. Но дальновидные заказчики все же попадались. Например, немало он сделал фотографий республиканской глубинки для фонда «Чувашия». Их и сейчас можно найти на районных сайтах. Но прикладную фотографию продолжал совмещать с художественной.
– Вольно или невольно ищешь красивые места, – говорит фотограф, – даже чертеж должен быть произведением. К тому же у меня больше возможностей, чем у обычного фотографа. Он снимает на одной плоскости, а я сразу в трех.
Вдохновения Валерию прибавила победа в конкурсе проектов на грант «Культурной столицы Поволжья» в 2003 году. Он понял, что есть масса людей, которым это тоже интересно. Позже он еще раз выиграет творческий грант, но уже федеральный, когда культурной столицей страны был выбран Ульяновск.
К формуле счастья, что это тогда, когда тебя понимают, Валерий прибавляет – это когда ты делаешь что-то с удовольствием, а это еще и людям нравится. Можно, конечно, закаты и рассветы снимать, девушек ню, как это делают многие. Но вот он стал искать архивные фотографии Чебоксар, и не нашел даже панорам. А ведь город активно менялся. Вон у Чикаго сколько фотографий с высоты аж с 20-х годов! И как это здорово! Это же путешествие во времени. И тогда он стал подниматься в небо и снимать в городе все. А потом и в других городах России.
Испытавший ощущение свободного полета, Валерий пытается донести его до других и по-прежнему искренне огорчается, если сталкивается с равнодушием к взгляду с небес.
– Не понимаю, когда люди живут одним днем, не все же измеряется деньгами. Сверху и история как на ладони. Лучше начинаешь понимать предков. И даже представлять с помощью снимков, сделанных с неба, какими нас видит Творец.