Карабас-Барабас детям до шестнадцати

дети читают под одеялом с фонарикомВ Чувашии завершился Межрегиональный фестиваль чтения для детей и юношества «Читать, чтобы сделать мир лучше». Три дня писатели из Москвы, Марий Эл, Татарстана и Чувашии встречались с юными читателями, дарили им книги и искали ответы на сложные детские вопросы.
Газета в свою очередь не могла не поинтересоваться мнением авторов детских книг о недавно принятом Законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», который имеет прямое отношение и к детским книгам. Они теперь должны выходить с маркировкой соответствия тому или иному возрасту. Писатели реагировали бурно.
Наталья Беляева, писатель и журналист (Республика Марий Эл). Эта маркировка по возрастам – совершенно необязательна. Чем больше ограждений, тем больше детям захочется пролезть через запреты.
Галина Белгалис, лауреат чувашских национальных и литературных премий им. «Эмине», «Пюрнеске», Алексея Талвира (Чебоксары). Если человеку скажешь, что это «нельзя», он обязательно откроет и посмотрит. Такова его природа. И особенно это касается детей. Их внимание мощно привлекает именно то, что мы стараемся закрыть. Мне кажется, чем больше мы запрещаем, акцентируя на этих запретах, тем больше даем поводов смотреть и читать «запретное».
Тамара Романова, директор Республиканской детско-юношеской библиотеки (Чувашия). Закон есть закон. И его надо исполнять. Потому что если проверяющие найдут у нас несоответствия, виновата будет библиотека. Мы этот закон изучили давно. Нам пришлось это сделать. Один случай нас сразу же этому научил. Несколько лет назад к нам пришла представительница прокуратуры, заходит в читальный зал и смотрит журналы. Мы очень щепетильно относимся к подписке, все журналы у нас чисто познавательные. Но вот она берет один из них и показывает в нем рекламу с красивыми бутылками, то есть со спиртным. И сразу берет это на карандаш – вредная информация, растлевающая детей. Это, конечно, был единичный случай с перегибом со стороны местного чиновника, таких казусов больше не было. Но факт остается фактом. Теперь в библиотеку должна поступать информация только с соответствующей маркировкой.
Ольга Златогорская, лауреат Гайдаровской премии, литературной премии имени В.П. Крапивина, призер Третьего международного конкурса детской литературы имени А.П. Толстого (Москва). А какую наклейку надо в этом случае налепить на «Войну и мир» Толстого? И надо ли тогда детям давать читать «Детство» Горького? Там много жесткого о жизни рассказано. Или детские сказки? Карабас-Барабас очень плохо обращался с куклами.
Борис Вайнер, лауреат всероссийских и международного конкурсов детских писателей, редактор детского журнала «Зонтик» (Казань). Детские писатели не принимали участие в принятии этого закона. А искусство – слишком тонкая материя, чтобы чиновники по своему разумению устанавливали там правила игры. Поэтому закон надо либо отменять, либо очень сильно править. Иначе про чтение детьми мировой литературы можно будет забыть. В этом нам нет нужды следовать за американцами, за их вульгарной педагогикой, а это именно она каким-то образом вкралась в этот закон. Вспомните, как они вычеркивали из своей классики, «Хижины дяди Тома», например, 252 слова «негр»! Этого нельзя допускать. Потому что это создает ложное представление о жизни. Хотя сама по себе норма, конечно, нужна. В Японии выходят журналы для детей, они так и называются «3», «5», «10». То есть просто указывают возраст ребенка, на который рассчитан журнал. Но и совершенно свободные от этого указания журналы тоже выходят. Так что не надо все нивелировать.
Юлия Кузнецова, лауреат Малой премии «Заветная мечта» и премии им. Крапивина (Москва). Мне кажется, что выход книг с маркировкой в каком-то смысле может помочь родителям ориентироваться, что и в каком возрасте давать ребенку читать. Я работаю в журнале о детской литературе, и родители сами просят составить нас список книг по возрастам. И если с 3 до 6 лет трудностей не возникает, то после 10 лет очень сложно понять, что рекомендовать ребенку. Поэтому это может помочь родителям сориентироваться.
Сергей Павлов, председатель правления Союза профессиональных писателей Чувашской Республики, директор издательского дома «Атёл-Волга», лауреат премии им. С. Эльгера (Чувашия). Какие книги детям читать или не читать, в первую очередь определяют родители. А государству и чиновникам надо прежде всего позаботиться о том, чтобы детям и их родителям было из чего выбрать. В данном случае среди книг, чтобы их было много и они были доступными. Надо больше предлагать, прежде чем что-то запрещать.

Опубликовано: 21 сентября 2012 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.