В деревне Уразметьево Козловского района ждут весточку от Президента России лично для Любови Павловны Ивановой. При встрече с корреспондентом «СЧ» она попросила: «Зовите меня просто Люба-Любушка. Скоро – самой не верится, – будет мне 90 лет. Не жалуюсь, как некоторые, что жизнь пролетела незаметно. Как это так, если есть много о чем вспомнить».
– Перед войной в Казани в педагогический институт поступила в 1940 году, – продолжает Любовь Павловна. – Хорошая жизнь была: общежитие и проезд – бесплатные, неплохую стипендию давали. В столовой лишь половину обеда оплачивала. Потом все рухнуло, и окончить учебу не пришлось. Как Гитлер напал, сразу же госпиталь открыли в институте. Многие девчата добровольно записывались на фронт. А у меня мама старая, я вернулась в деревню. Как приехала, наш колхоз уже лес рубил для блиндажей.
А в октябре кинули нас на рытье укрепсооружений. По берегу реки Аниш равняли стенку, чтобы танки не проходили. Не выпускали мы из рук ломы, топоры и лопаты, ни минуты не стояли, иначе замерзнешь без дела. На носилках оттаскивали мерзлую землю. Почти полгода была такая военная работа. После работы с девчатами целых 9 километров шли в лаптях на квартиру-постой в деревню Еметкино – там нас распределили по частным дворам. Однако запомнилось, что кормили хорошо. Видела там много эвакуированных из Ленинграда.
Новый поворот в судьбе Любушки случился, когда секретаря сельсовета – крепкого мужчину взяли на войну. Председатель велел девушке принимать его дела, напутствовал: «Ведь ты же грамотная, в институте училась». Так три года она отработала секретарем при местной власти.
– В 1943 году раненный жених Лешка вернулся с фронта, после того как 5 месяцев пролежал в госпитале, – вспоминает Любовь Павловна. – Мы поженились. У моей свекрови шестеро сыновей воевали, но только трое остались живы. Единственная дочь умерла от тифа, тогда больниц не было.
Сначала Любушка работала в колхозе, потом в совхозе – на кормокухне. Почти для 700 коров, нетелей и телят запаривала солому. С рассветом на ногах. Котел топила брикетом, пока муж Алексей Александрович не придумал приспособление для сжигания дизтоплива. От такого рационализаторского предложения чуть легче стало работать. Потом на складе трудилась Иванова, а в 1977 году вышла на пенсию, выработав 42-летний трудовой стаж.
У Любови Павловны четверо детей, девять внуков и 12 правнуков. «Мои внуки молодцы, с детства без работы не сидели, – улыбается она. – Летом почти все были здесь. Как здорово мне помогали. В совхозе мы брали на прополку участок от остановки до оврага – три грядки свеклы, столько же капусты. Скотины во дворе много держали. Дети сено заготавливали, коров и овец пасли, с дедом за травой ездили на тракторе. До сих пор они благодарят меня, говорят, что я научила их крестьянскому труду. А что я, любила их, никогда не ругала, если что не получалось. Они слушались меня. Теперь все внуки высшее образование получили, по своим местам работают. Жизнь у меня удалась, потому и долго живу».
Опубликовано: 19 сентября 2012 г.
Читайте также:
Хроника катастрофы бомбардировщика ТБ-7 в окрестностях Канаша
Вся жизнь — забота о людях
Храм в Вурнарском районе ждет второго рождения
Хроника катастрофы бомбардировщика ТБ-7 в окрестностях Канаша
Перепись населения как зеркало эпохи
От скаутов к пионерам: как в Чувашии появились первые детские организации
Врио Главы Чувашии Олег Николаев навестил участницу войны
«Гордимся тем, что видим вас, можем взять за руки»
Я младший сын. Моя мама СВЯТОЙ человек.Дай бог ей здоровья! Московская обл. г. Химки.