Сегодня Всемирный день почты — международный праздник, отмечаемый в рамках ООН. Международная почта говорит на 6800 языках своих клиентов, 190 почтовых администраций, которые входят в ВПС, образуют единое почтовое пространство и самую крупную физическую сеть доставки во всём мире.
Размер имеет значение
В наше бурное время как-то забылось, что есть особый эпистолярный стиль, согласно которому и принято было излагать мысли в письме. Бытовое письмо стало прямым предком таких жанров, как эпистолярный роман и литературный манифест.
А некогда письмо походило больше на дневник. В нём сообщалось всё: погода, мода, новости, что купили, какие сцены разыгрывались в их домах, какими репликами обменивались, какие книги читали, критиковались писатели, художники… Письма собирали и хранили десятилетиями. Ведь в старых письмах с любовью и точностью запечатлевалось прошлое с его радостями и огорчениями, трагедиями и комическими ситуациями.
Вичи Нода, бывший вице-министр казначейства и министра строительства Японии, из своих заморских поездок написал своей жене Мицу с июля 1961 года до её смерти в марте 1985 года 1307 писем, состоящих в общем из 50 тысяч иероглифов. Эти письма были опубликованы в 25 томах на 12404 страницах.
Письмо самого большого размера хранится в национальном музее Турции и представляет собой пергамент длиной девять метров. Его отправил в XVI столетии персидский шах турецкому султану Сулейману Великолепному.
Самое большое «по объему» личное письмо состоит из 1 миллиона 402 тысяч 344 слов, которое писал ровно два года англичанин Жлан Форман своей жене Дженет, начав его 3 января 1982 года и отправив по почте 25 января 1984 года.
Самое маленькое письмо в 40 слов ереванский мастер Эдуард Казарян написал на… сантиметровом кусочке человеческого волоса. Хочешь прочитать — бери микроскоп!
И дольше полувека переписка…
Но не только одни мужчины прославились на этом поприще. Семьдесят пять лет переписывались между собой Ида Макдугал из австралийского города Тасмания с Ритой Нортон из английского графства Кент. Причём обе подруги отвечали на письма сразу после их получения.
Вольтер написал своим друзьям 210 тысяч писем, и каждое из них можно считать литературным произведением. Впрочем, в эпистолярном жанре лидирует Бернард Шоу — 250 тысяч писем!
Что же касается самой короткой переписки, то она превратилась просто в классический пример. Хотя этот случай известен многим читателям, всё же хотелось бы его напомнить.
Виктор Гюго, желая узнать, как продаётся его новый роман «Отверженные», отправил в адрес его издателей Харстома и Блакетта письмо: «?». Издатели, не мудрствуя лукаво, также лаконично ответили: «!»
На деревню Мустафе
Курьёзы на этом не кончаются. К примеру, в турецкой деревне Безаркой никак не удаётся сохранить тайну переписки, хотя это и является злостным нарушением турецкого законодательства. Вся беда в том, что главы семей в этой деревне носят одно и то же имя: Мустафа Фейсал, на которое, получается, и приходят все письма. Исключительно во избежание путаницы почтальон (тоже, между прочим, Мустафа Фейсал-поштажды), собрав людей на базарной площади, громко читает письмо до тех пор, пока не объявится получатель. Но если письмо окажется интересным, то забрать его недочитанным не так-то легко: общественность не позволяет.
А поскольку некоторые письма представляют немалую ценность, то их то и дело продают и перепродают. Так, например, на одном из аукционов во Франции было приобретено за большую сумму так называемое «холерное письмо», отправленное в XIX веке из Парижа во время крупной эпидемии холеры. На письме стоит штамп: «Обработано дымом», т.к. для дезинфекции тогда всю корреспонденцию окуривали горячим дымом.
По материалам пресс-службы УФПС ЧР — филиала ФГУП «Почта России».