Не все события из своей долгой жизни чебоксарка Е. Ушмаева может ясно вспомнить. Многое из прожитого и пережитого стерлось из памяти. И немудрено. Екатерина Никитична на днях будет справлять 101 день рождения. Но самые значимые и сегодня перед глазами.
Девчушке, рано оставшейся без отца, вместо того, чтобы бегать со сверстниками в школу, пришлось идти в «люди». «Двенадцать лет нянчила чужих детей», – рассказывает долгожительница. И, кстати, эти «университеты» спасли ее от голодной смерти в 1921-м. Перед самым трагическим годом ее хозяева переехали в Сибирь и взяли с собой няню своих детей. «А мама от голода умерла, оставив нас с сестрой одних. Спасибо добрым людям, не бросили сироту – воспитали и замуж выдали».
Перед глазами и день из 1941-го, когда с двумя маленькими детьми на руках и беременная третьим провожала на войну мужа. И те безрадостные годы, что день и ночь проходили в тревожном ожидании и непрерывном (без выходных) труде в колхозе. «Люди тогда добрые были. Коровы у меня не было, а все равно без молока не сидела. Кто пол-литра принесет, кто литр…» Вспомнив случай, когда кипящая смола обожгла руки, и они мгновенно покрылись волдырями, и сегодня содрогается, будто чувствует ту жгучую боль. Хотела заделать прохудившиеся ведра, да неосторожно пролила на себя. Наверное, стала бы инвалидом, если бы на ее счастье не оказалась в то время в их деревне Красная Река Ульяновской области нищенка. Она-то и научила, как руки лечить. Даже следов от страшного ожога не осталось. А в 1943-м с войны вернулся муж, хоть и без ноги, но живой.
Не без слез вспоминает про переезд в 1946-м в Чебоксары. Многодетной семье инвалида Великой Отечественной выделили комнату, переделанную в жилую из… туалета. Истопит Екатерина Никитична перед работой печь, а к ее приходу в комнате такой холод, что пар изо рта валит. А детишки, укрывшись тряпьем, сидят на плите… Помыкавшись год, муж куда-то пожаловался. Его сильно ругали, но все же выделили теплую комнату в одноэтажном бараке, бывшем курятнике… И только в 70-х инвалид войны получил 2-комнатную благоустроенную квартиру, да недолго счастье длилось…
С горечью Екатерина Никитична вспоминает, как отдала внукам поиграть коробку с документами и боевыми наградами мужа (их было немало, среди которых помнит и орден Славы), да те и заиграли их. А когда потребовались доказательства, что она вдова инвалида войны, так и не смогла ничем подтвердить. Не помогли неграмотной женщине ни в военкомате, ни в Министерстве здравоохранения. Хотя квартиру Кирилл Зиновьевич Ушмаев (1905 года рождения) получил как инвалид войны, а в поликлинике строителей не раз проходил освидетельствование…
Вспоминает все эти перипетии жизни Екатерина Никитична за вязанием носков. Конечно, получаются не так красиво и качественно, как прежде, но день за работой быстрее проходит. Хоть и много чего повидала долгожительница за век, но считает, что плохо не жила. А все потому, что в браке была счастлива, жили с мужем душа в душу: «Он был добрый, ни разу за всю жизнь не повысил на меня голоса».
Сегодня она живет в семье дочери Анны. Сюда на день рождения соберутся четверо детей (родила девятерых), одиннадцать внуков и тринадцать правнуков. А секрет ее долголетия, по мнению дочери, в том, что она спокойный и порядочный человек. Никогда не скандалила, не злословила. Всегда отличалась веселым нравом и позитивным отношением к жизни. В подтверждение сказанного Екатерина Никитична и мне спела несколько задорных частушек про любовь.
Опубликовано: 9 октября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики