С 1 января 2012 г. вступил в силу закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОС ОПО). Но первые итоги, подведенные Национальным союзом страховщиков ответственности, показали, что заключать договоры страхования владельцы опасных объектов не торопятся. Мы попросили прокомментировать ситуацию директора Чувашского филиала компании РОСГОССТРАХ Алексея Пирожкова.
– Алексей Геннадиевич, сколько объектов на сегодняшний день зарегистрировано в Чувашской Республике и насколько активно их владельцы заключают договоры страхования?
– Согласно данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО) в России числится порядка 300 тыс. опасных объектов. Причем очень часто это крупные промышленные предприятия, которые являются градообразующими, а это означает, что при аварии на таком предприятии может пострадать огромное количество людей. Правда, надо отметить, что подобные предприятия как раз более ответственно подошли к заключению договоров ОС ОПО. В основном это вертикально интегрированные компании с высоким уровнем рискменеджмента, и они быстро посчитали, во что может вылиться неисполнение закона. Но кроме них есть и другие компании, которые по разным причинам не торопятся заключать договоры. Кроме того, владельцы ОПО столкнулись с рядом проблем, связанных с пробелами и шероховатостями законодательства. Мы встречаемся с руководителями предприятий, разъясняем, помогаем разобраться в нюансах закона, поэтому, думаю, в скором времени все, кто еще не успел заключить договоры, сделают это. Не думаю, что среди владельцев предприятий есть враги себе, ведь дело даже не в штрафах, которые, кстати, для большинства предприятий составляют гораздо большую сумму, чем та страховая премия, что им необходимо будет заплатить по договору страхования.
– А сколько сейчас составляют штрафы для тех, кто не застраховал опасные объекты?
– Для должностных лиц размер штрафа составляет от 15 до 20 тыс. руб., для юрлиц – от 300 до 500 тыс. руб. В отдельных случаях предприятие даже может быть остановлено. Тогда как средняя страховая премия по договору составляет порядка 43 тыс. рублей, а для АЗС, например – 13 тыс. рублей, т.е. примерно 9 баков бензина для легковой машины. Но дело, как я уже сказал, даже не в этом. Если на предприятии произошла авария, но его ответственность не была застрахована, затраты на выплаты потерпевшим в размере, установленном действующим законодательством, в конечном итоге все равно лягут на плечи владельца. Поскольку после того, как НССО произведет компенсационную выплату из гарантийного фонда, он предъявит владельцу ОПО регресс. И, учитывая, что в соответствии с законом № 225ФЗ лимит выплат потерпевшим существенно вырос, при крупной аварии выплаты вкупе со штрафами могут просто разорить предприятие.
– По данным НССО, за первый квартал уже произошло 76 событий, которые имеют признаки страхового случая в рамках этого вида страхования. В результате этих событий погибли 60 человек, был причинен вред здоровью 72 человек, имуществу 85 человек был причинен ущерб, а в 7 авариях были нарушены условия жизнедеятельности людей и требовалось их переселение. И только в четырех случаях из указанных владельцы опасных объектов успели заключить договоры ОС ОПО.
– Правильно, и это наглядное подтверждение моих слов. Если оставшиеся 72 предприятия должны были заключить договор страхования в этом году и не сделали это, значит, в конечном итоге, затраты лягут на их бюджет. Полагаю, что если владельцы этих предприятий прежде считали страхование выброшенными деньгами, то сегодня они вряд ли придерживаются той же точки зрения. А граждане, пострадавшие по вине предприятий, обязанных застраховать свою ответственность в рамках ОС ОПО и не сделавших это, могут собрать пакет необходимых документов и обратиться к предприятию за получением компенсации, а в случае отказа в выплате обратиться с иском в суд. Либо получить выплату через НССО.
– Вряд ли Ростехнадзор сможет дойти до всех сразу и проверить у каждого наличие полиса ОС ОПО…
– Да, на это и рассчитывают некоторые недальновидные владельцы предприятий. Однако после трагедий на СаяноШушенской ГЭС и шахте Распадской государство всерьез озабочено тем, чтобы ответственность владельцев опасных объектов была защищена, именно поэтому закон об ОС ОПО, несмотря на стойкое сопротивление промышленного лобби, все же был принят. У государства в отношении этого закона позиция очень жесткая, поскольку закон является социально ориентированным, его задача – не только снизить нагрузку на бюджет, но и в первую очередь обеспечить финансовую защиту гражданам и предприятиям, пострадавшим от аварий на опасных объектах. И мы, постоянно общаясь с представителями Ростехнадзора, знаем, что перед ним поставлена задача строго контролировать исполнение закона. В этом ему поможет и автоматизированная информационная система на базе НССО, которая уже запущена в промышленную эксплуатацию. Она даст четкое представление о том, кто застрахован, а кто нет. Кроме того, эта система обеспечит взаимодействие между страховщиками и органами государственной власти и позволит получить достоверную информацию о состоянии опасных объектов и статистику аварийности.
– Но ведь АИС НССО будет заполняться постепенно…
– Ну и что? В стране порядка 300 тыс. опасных объектов, их перечень хорошо известен. А уж на уровне каждого региона число таких объектов измеряется в сотнях или в нескольких тысячах, и они «поименно» известны Ростехнадзору, ведь опасный производственный объект – это не автомобиль, он никуда не уедет, его не спрячешь, так что, поверьте, оштрафовать его для Ростехнадзора – не проблема. Поэтому я все же советую владельцам предприятий взвесить все риски и возможности своего бюджета и, не откладывая, обратиться в страховую компанию. Учитывая состояние основных фондов наших предприятий и статистику аварийности, не стоит взваливать на себя все риски – для этого есть страховые компании.
Реклама