Между собой медики называют детей особым, «горючим» контингентом. С которым «взрослые» доктора дело иметь опасаются, потому что неустоявшийся, растущий организм дает совершенно непредсказуемые осложнения рядовых болезней, реакции на лекарства. Неудивительно, что в середине 80-х просто революцией в педиатрии Чувашии стало появление Республиканской детской клинической больницы. У самых ее истоков стоял заслуженный врач РСФСР В. И. Кузьмин.
– К сожалению, в то время в Чувашии в детском здравоохранении практически не существовало специализированных служб, – рассказывает Виталий Иванович. – Были детские отделения, но чисто терапевтические. За каждым пустяковым по сегодняшним меркам исследованием ребенка вместе с родителями приходилось направлять в другой регион. Например, необходимо было сделать малышу контрастное исследование почек и мочевыводящих путей, и мы вынуждены были для этого отправлять его в Казань. Словом, вопрос назрел.
В. И. Кузьмин более 20 лет руководил Республиканской детской клинической больницей. Заслуженный врач РСФСР, врач высшей квалификационной категории, отличник здравоохранения.
Главным врачом больницы меня поставили в 1984 году. Первых больных мы приняли 1 июня 1985 года. Пришлось и строителем побывать, и заниматься техническим оснащением, подбирать кадры. Ведь открыли сразу 10 специализированных отделений – кардиологии, нефрологии, ревматологии, лор, два хирургических, травматологии, неврологии, пульмонологии, гастроэнтерологии. Остро требовались специалисты. Практически все пришли молодые, желающие работать, творить. И желание было большое, оставалось набраться опыта. Но у нас был костяк, на который могли опереться, «золотой фонд» – старые кадры. Вот когда создается сплав из опыта маститых врачей и желания работать молодых, тогда получается толк. Так в течение 10-15 лет была создана специализированная служба помощи детям, которая сейчас преотлично функционирует.
Более того, после нас в Чебоксарах и Новочебоксарске появились и другие детские больницы, которые сейчас прекрасно работают. Сложился таким образом единый конгломерат для эффективной помощи детям.
– А как обстояло дело с медицинским оборудованием?
– Да, при открытии больницы мы не могли даже мечтать, к примеру, об УЗИ-аппаратах, они появились у нас не ранее 1994 года. Но с самого начала нас оснастили всем тем, что было на то время возможно в детском здравоохранении. И потом, что появлялось нового, было, разумеется, в нашей больнице. А уж последние 4-5 лет делается все, чтобы снабдить детские специализированные службы всеми техническими новинками.
Но хочу все-таки вернуться к проблеме кадров. Слышал неоднократно, что, мол, старики должны освобождать рабочие места и давать дорогу молодым. Я уверен на 100 процентов, что в здравоохранении рядом с молодым должен всегда находиться опытный человек. Выигрывает от этого больной, и это самый главный аргумент. Пациент – живой организм, его нельзя подогнать под стандарты, в том числе медицинские, о которых сейчас так много говорят.
В РДКБ 10 специализированных отделений на 306 коек, 4 вспомогательных подразделения, консультативная поликлиника на 150 посещений в день.
В 2009 году введена в строй II очередь Республиканского центра восстановительного лечения на 90 коек, в составе которого развернуты неврологическое отделение на 30 коек, отделение восстановительного лечения на 30 коек, дневной стационар восстановительного лечения на 30 коек.
Ежегодно более 8 тысяч больных получают стационарное лечение, и свыше 30 тысяч посещают консультативную поликлинику. По итогам работы за 2007 год больница награждена дипломом ассоциации детских больниц России «Лучшая детская больница 2007 года».
Самое главное в детской медицине – преемственность поколений. Не с железками работаем, с людьми, по крупицам собранный опыт необходимо передавать и принимать. Неприемлемо, когда молодой специалист с апломбом заявляет, что он будет лечить по-другому, не как старое поколение. Ведь в учебниках лишь мизерная часть тех знаний, которые дают врачу многие годы практики. В этой связи беспокоит некая излишняя экономизация, формализация медицины. Экономия, конечно, нужна. Но когда молодой специалист заявляет, что какие-то необходимые для больного действия не соответствуют стандартам, а значит, предпринимать их он не обязан, такая позиция тревожит. Ведь болезнь под стандарты не подгонишь.