Как вас теперь одевать?

Лето на излете. Любимые наряды подождут до следующего отпуска и очередных каникул. Для деловых людей, чиновников, школьников и студентов наступает сезон дресс-кода.
Одежда по правилам – вовсе не прерогатива лишь белых воротничков большого города и воспоминаний о советской школе. Дресс-код сегодня охватывает самые широкие слои работающего и учащегося населения. Например, в одной из чебоксарских школ директриса хотела ввести форму из красных юбок по колено в складочку и жилетку в клеточку зеленого цвета. Плюс гетры и галстук под стать юбке. Родители сильно забеспокоились, не коснется ли такая прелесть и мальчиков. Ограничились черными классическими костюмами.
В деловых кругах одеться согласно дресс-коду означает «быть своим среди своих». Впрочем, это же «код платья» означает и у бомонда, спешащего на вечеринки. В большинстве банков или других офисах строгость подхода к одежде сотрудников – норма жизни. Правда, подчиняются не все.
Девушка из банка
В одном из чувашских филиалов уважаемого банка начальник отдела по работе с персоналом поделилась с корреспондентом «СЧ», что здесь особые строгости с одеждой касаются лишь тех, кто работает с клиентами. Те же, кто сидит в бухгалтерии, например, часто «проскакивают» на рабочее место и без корпоративной униформы. Зато эту корпоративную униформу банковским работникам заказывает и шьет само предприятие.
Есть летний и зимний варианты, состоящие из юбки, жилета и пиджака. Блузка и рубашка должны быть обязательно светлыми. Предусмотрены даже специальные галстуки, зажимы и шейные платки. Причем последние в каждом городе шьются из ткани одного рисунка. Все эти составляющие, а также длина юбки и высота каблука, прописаны в специальном документе, принятом в головном офисе. Правила касаются и того, как причесаться. Никаких распущенных волос! Длинные локоны убираются в гладкую прическу. Бывает, что банковские служащие приходят на работу в одном костюме, а в офисе переодеваются. То же самое происходит в обеденный перерыв.

Чиновницы отстояли брюки

Местным чиновникам тоже порой приходится переодеваться на службе. Одна из молодых сотрудниц госаппарата жаловалась, что ей не раз делали замечания за самые «невинные» блузки. А если приезжаешь на работу в джинсах, то надо успеть «влезть» в узкую юбку до начала летучки. По признанию госслужащих, у них в шкафу всегда приготовлены запасные белые рубашки и галстуки на все случаи жизни.
В 2004 году президентская администрация всерьез озаботилась внешним обликом своих работников. И в ее недрах созрело распоряжение, дополнившее Правила внутреннего распорядка разделом «Требования к внешнему виду государственных служащих». Требования исключали брюки для женщин, а платье или юбку предписывалось носить не выше середины колена. Мужчинам же на службе были рекомендованы костюм классического кроя, рубашка белого или пастельных тонов, галстук с мелким рисунком или в полоску. Для жаркой погоды делалось послабление, разрешалось обходиться без пиджака. За четыре года строгостей поубавилось. Брюки для женщин реабилитированы, все-таки студеной зимой в юбках до колен бывает холодновато. А жарким летом во властных коридорах закрывают глаза и на рубашки без галстуков. Можно появиться на рабочем месте в теплые дни и в мужской сорочке с коротким рукавом. Но документ сделал свое дело. Хотя и юбки выше колен, и массивная бижутерия нет-нет да и мелькнут здесь навязчивым миражом, все же дурно сшитых брючных костюмов и блузочек с рюшами и декольте там уже давно не наблюдается. Любимым же днем для уставших от дресс-кода чиновников является суббота. Разрешено ходить даже в джинсах. Бывает, что и президент приезжает на работу в простом дениме.

Дырки на колготках

Однако чтобы одеваться со вкусом по всей строгости дресс-кода, надо иметь, простите, некоторые средства. Недаром менеджеры среднего звена, озабоченные карьерным ростом, согласно статистике, оставляют в магазинах дорогой одежды чуть ли не четверть своей зарплаты.
Не все наши служащие могут себе такое позволить. В администрации Алатыря, например, журналисту ответили, что джинсы здесь, конечно, не приветствуются, да и платья с открытыми плечами вызовут недоумение, но жестких правил по костюму нет. Все одеваются так, как могут. Скромно.
В других регионах в связи с дресс-кодом бушевали бури посильнее. Когда в Свердловской области решили заставить «выглядеть» все властные структуры, причем, делая упор на ужасах дыр и складок на колготках, то часть депутатов собралась подавать в суд за нарушение прав человека. Дресс-код отменили. В Казани девушек в хиджабах не брали работать в офис. Союз мусульманок обращался к министру труда. В Самарской области администрация тоже пыталась ввести дресс-код, так дело вообще дошло до прокуратуры. Ведь в российском Трудовом кодексе о дресс-коде ничего не сказано. В столице России скандалы были и вовсе курьезные. Крупная сеть магазинов перестала пускать в офис бородатых сотрудников. В мэрии Москвы пару лет назад выпустили приказ пускать в здание лишь тех журналистов, кто опять-таки носит деловой костюм.

Учительские носки

В Чувашии бурные обсуждения запретов ходить «в чем хочется» практически не выливались за пределы молодежных интернет-форумов, где речь шла о школьных формах и студенческих «прикидах».
Особый резонанс вызвал запрет носить джинсы, который выдал один из деканатов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, и нелюбовь преподавателей к макияжу. На факультете физкультуры этого же вуза попросили ребят не ходить по аудиториям в спортивной форме. И это многим не понравилось. Однако есть даже такая дисциплина «Имидж и деловой этикет учителя». И будущих педагогов просто решили заранее готовить к выдержанному стилю учительской «униформы».
Школа – это вообще оплот дресс-кода. В каждой из них сегодня есть устав, который предписывает форму одежды, в которой должны являться в школу не только ученики, но и учителя. Например, текст рекомендаций о предпочтениях в деловой одежде для чебоксарской гимназии №5 занимает не одну страницу и больше напоминает лекцию о вечных ценностях в мире моды: «Грамотно подобранный костюм призван скрывать недостатки фигуры и подчеркивать ее достоинства. Фаворитами делового костюма являются темно-серый и темно-синий цвет. Вечером костюм должен быть темнее, чем днем, в летнее время – светлее, чем в зимнее». Педагогов здесь отучают прибегать в класс в одежде зеленого, желтого, красного и бирюзового цветов. Чулки обязательны при любой погоде. Незакрашенная седина, по мнению составителей правил, ссылающихся на научные исследования, снижает деловой рейтинг женщин. Выпускники такого учебного заведения могут уже не бояться никаких офисов с их ужесточением требований к ширине брючин и цвету носков. Ученики из пятой гимназии выучили назубок, что «голая голень не должна обнажаться ни в коем случае, поэтому важно, чтобы носки были достаточно длинными и хорошо держались на ноге».
Конечно, вышколенные, то есть обученные правильному облачению в правильных местах, выпускники уже не будут хныкать, если им, как работникам одной из сетей автосалонов, запретят носить солнечные очки или часы с металлическим ремешком: начальство сочло, что ему надо всегда видеть глаза работника, а браслет, мол, блестит и отвлекает от работы. А то и вовсе, например, заставят каждый день надевать новый костюм. Все это совершенно нереальные требования некоторых реальных компаний.

Отличное воспитание, сэр!

Однако никто не отнимал у дресс-кода и положительных моментов. Это в первую очередь причастность к коллективу, который отличается от других, и ты вместе с ним. Это дисциплина и уважение к окружающим. И даже своего рода некая отмеченность. По крайней мере, так приятно думать тем, кто рано утром обязан влезть в белую рубашку или лаковые шпильки, несмотря ни на что.
В конце концов, дресс-код – это иногда чертовски приятно и престижно. Вот, например, года два назад в VIP-секторе московского ипподрома появился Николай Федоров с супругой. Кругом шатры, белые скатерти, хрустальные бокалы на столах. Десятки официантов, неслышно снующих вверх-вниз по лестницам. Без шляп в таком месте показываться категорически не принято. Николай Васильевич пришел на ипподром, как и полагается, в цилиндре. И даже супруге помог выбрать замысловатую шляпку в развернутом там же импровизированном магазине. И хотя глава республики быстро удалился в ложу к политикам, ушлые журналисты заметили, что не слишком привычный для Президента Чувашии головной убор был ему явно к лицу, о чем не преминули сообщить в светских новостях.
Так что просто надо уметь из некоторых запретов делать правильные выводы.

Опубликовано: 28 августа 2008 г.


Читайте также:

3 Ответы

  1. Очень тронуло про Алатырь, где чиновникам не на что соблюсти корпоративный стиль. Вообще требуя такую одежку, конечно, надо сначала людям дать достойную зарплату. В школе форма тоже влетает в такую копеечку, что после очередного первого сентября мамы и папы буквально «сосут лапу». Нашей дочери школьный костюм в этом году обошелся в 8 тысяч, это моя месячная зарплата.

  2. Светлые джинсы и этак небрежно повязанный на шее красный шарф очень идут Президенту Чувашии. В таком виде он пришел, пардон,приехал в день парламентских выборов на свой избирательный участок. Запомнилось, потому что по ТВ постоянно вижу его в черном костюме. Старит. А стиль проникаешься верой в «светлое инновационное» будущее бедной на природные ресурсы Чувашии. Вот она, магия образа.
    Интересно, кто занимается имиджем господина Федорова? Пользуется ли он услугами дизайнера? (только не надо, пожалуйста, писать о Дадиани)

  3. прошу прощение, в предложении «А стиль проникаешься верой в “светлое инновационное” будущее бедной на природные ресурсы Чувашии» выпал кусок. Бывает. Если его вставить, получится так: «А стиль casual молодит. Смотришь и невольно проникаешься верой в “светлое инновационное” будущее бедной на природные ресурсы Чувашии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.