Приезд в Чувашию директора департамента ФССП – главного пристава России Артура Парфенчикова нельзя назвать визитом «для галочки». Прежде чем высказать свое мнение о работе местных коллег, он заслал к ним с проверкой целую комиссию, да и сам лично проверил часть исполнительных дел. И кое-какие моменты его всерьез обеспокоили…
ШТРАФ С УВЕДОМЛЕНИЕМ
На заседании коллегии ФССП по Чувашии, которое провел высокопоставленный гость из Москвы, были озвучены основные выявленные проблемы, касающиеся работы по исполнению возбужденных производств по взысканию долгов и штрафов. Отдельные из них А. Парфенчиков считает «неспецифичными или нетипичными» для других регионов. К примеру, по всей России идет снижение количества «штрафных» материалов, поступающих к судебным приставам на исполнение. А в Чувашии идет их рост, причем существенный. Кстати, львиная доля штрафов в нашей республике приходится на нарушителей правил дорожного движения.
Между тем, подчеркнул Артур Олегович, каждое возбуждаемое исполнительное производство – «это есть конфликт между государством в лице исполнительного органа и так называемым должником, и мы должны это понимать».
– Если у нас чтото взрывается, горит, проваливается – это значит, что гдето не сработал механизм административного контроля, – напомнил об аксиоме главный пристав России. И однозначно дал понять, что следует позаботиться об оперативной и внятной системе уведомления граждан о штрафах. Чтобы нарушитель не только наказывался, «но и максимально быстро, корректно информировался о допущенных нарушениях и наложенных взысканиях». Есть две установленные законом процедуры: либо должник соглашается погасить тот же штраф с созданием для него комфортных условий для быстрой оплаты, либо к нему применяются меры принудительного взыскания.
Директор департамента ФССП полагает, что при четком исполнении всех этих процедур уменьшилось бы поступление материалов для принудительного взыскания задолженностей.
ПРИСТАВЫ СТРЕЛЯЮТ ХОЛОСТЫМИ
Еще одна данность вызвала у А. Парфенчикова крайнюю степень недоумения. К местным приставам в минувшем году поступило на принудительное исполнение 10 тысяч уже оплаченных должниками документов! Это очень тревожная цифра, констатирует он. То есть совершенно необоснованно предъявляем гражданам претензии, нарушаем их права, да еще при этом тратим на ненужную работу государственные средства. Такого быть не должно. Тем более с августа прошлого года действует закон, который предписывает административным органам очень серьезно проверять материалы о неоплаченных штрафах перед их направлением судебным приставам. И руководитель такого органа должен юридически зафиксировать – да, штраф не оплачен. И поставить под документом свою подпись и печать, а значит, взять на себя ответственность за последствия, в том числе связанные с нарушением прав граждан.
– Вы только представьте, – обратился он к присутствовавшим на заседании приставам, работникам правоохранительных структур и судебных ведомств. – Человек, нарушивший ПДД, оплатил штраф, сидит дома, спокойно ужинает, а тут в дверь входит группа вооруженных людей в черном, гражданину говорят: «Вы не заплатили штраф». Что чувствует этот человек? Возмущение и претензии к государству. Очень серьезный аспект.
Между тем, как ни парадоксально, реальные должники тоже ужинают спокойно… Это те, кто привлечен к ответственности за несвоевременную уплату штрафов по решению судов (статья 20.25 КоАП РФ). Отчитываясь перед коллегией, руководитель Управления ФССП по Чувашии Анатолий Иванов сам отметил, что хотя в минувшем году по указанной статье привлечено в три раза больше должников в сравнении с 2010 годом, однако в целом всего лишь 13 процентов от общего количества исполнительных производств по взысканию административных штрафов по судебным решениям.
Комментируя эту цифру, А. Парфенчиков заметил: «А 87 процентов реальных должников остаются не привлеченными к ответственности…» Понятно, что это недопустимо. Однако при нынешнем общем «вале» административных штрафов приставам сложно уделять больше внимания исполнению судебных решений, хотя это необходимо. У московского гостя есть претензии и к собственному ведомству. Но при этом главный пристав полагает, что служба судебных приставов не должна превращаться в систему для подчистки недоработок по делам об административных штрафах других органов. То есть тут должно быть взаимодействие и качество работы всех задействованных структур, должен быть правопорядок, исключающий такие негативные явления. «Даже каждого четвертого нарушителя мы не привлекли (в Чувашии. – Авт.), – констатировал А. Парфенчиков. – А в нынешнем году стоит задача привлекать каждого второго, закон должен действовать не избирательно, а в полном объеме».
Но и это еще не все. Московская комиссия выявила в нашей республике еще один «провал» по взысканию долгов – нарушение сроков по предъявлению штрафов на исполнение. «По этой причине колоссальное число нарушителей осталось ненаказанным, – почти растерялся главный пристав. – 115 тысяч исполнительных документов прекращены за истечением сроков давности. Выходит, наша система сработала вхолостую. Вопрос – доколе это будет продолжаться?»
БУДЕТ ЕЩЕ ТРУДНЕЕ
Впрочем, сам же и дал ответ на этот животрепещущий вопрос. В течение трех ближайших месяцев в УФССП по Чувашии будет наведен порядок, то есть отмеченные проблемы должны остаться в печальном прошлом. Такая задача поставлена перед местными приставами, которым придется устранять просчеты при тесном взаимодействии с властными и правоохранительными структурами республики. Должна быть решена и такая «нетипичная» проблема, как в некоторой степени расслабленное отношение к ведению исполнительных производств по взысканию алиментов, иные не исполняются по два года, и ничего не делается, чтобы изменить ситуацию. К злостным неплательщикам пока что не в полной мере применяются установленные законом санкции, в частности, уголовное наказание. Главный пристав напомнил, что за каждым алиментным делом стоит не просто гражданин, а ребенок.
Прошлый год выдался для приставов сложным, а нынешний будет еще труднее. Предстоит апробировать на практике законодательные нововведения, значительно расширившие полномочия ФССП России. А все новое, как известно, рождается непросто. Тем не менее, по словам А. Парфенчикова, федеральная служба судебных приставов достаточно уверенно выходит на новый этап своей деятельности. Поэтому важно, чтобы работа в регионах шла синхронно, чтобы не было серьезных провалов. Руководителю ФССП важно знать, как идет взаимодействие между центральным аппаратом и управлениями в регионах, «как понимаются наши указания, как они реализуются на местах».
Кстати, главный пристав России дал понять, что сегодняшняя комиссионная проверка деятельности местного управления – отнюдь не последняя. Кроме того, отдельные вопросы будут поставлены на контроль центрального аппарата. Так что руководителю управления по Чувашии А. Иванову придется изрядно поднапрячься по наведению порядка в своем ведомстве.
КУДА «УТЕКАЮТ» КАДРЫ
Ради объективности отметим, что наши приставы работают и так напряженно. В прошлом году на каждого в среднем приходилось по 175 исполнительных производств, это одна из самых высоких нагрузок по России. Не исключено, что и по этой причине страдает качество исполнения возложенных на приставов обязанностей. Как отметил А. Иванов, в прошлом году служба не выполнила план по одному из важнейших показателей – фактическому исполнению производств. В некоторых районах республики, по его словам, в этом плане «совершенно провальная ситуация».
В подразделениях управления большая текучесть кадров (21 процент). Аналитика показала, что судебные приставыисполнители «утекают» по причине больших служебных нагрузок, по обстоятельствам личного характера, а когото зарплата не устраивает. «Мы превратились в учреждение, которое поставляет специалистов для сторонних организаций, одни уходят в госорганы, другие – в кредитные учреждения», – печалится руководитель управления и честно признается, что надо грамотно налаживать кадровую политику. Также полагает, что снизить нагрузку на приставов позволит не только решение проблем, озвученных вышестоящим руководством. Большая надежда и на рост самосознания граждан, которые не станут дожидаться «принудиловки», а предпочтут уплачивать долг добровольно, чему приставы и правоохранители непременно будут содействовать.
О нововведениях, расширяющих полномочия судебных приставовисполнителей, которым, в частности, даровано право «замораживать» банковские счета должников, «СЧ» сообщит читателям в одном из следующих номеров газеты. Информацию они получат из первых уст – от главного пристава России А. Парфенчикова.