Битва за живописные миллиметры

Вчера, 12 августа, в Чувашском государственном художественном музее была открыта выставка «Возрожденное наследие А. Кокеля». Подобная выставка-презентация впервые была проведена два года назад и включала всего четыре отреставрированные работы мастера. Нынешняя коллекция обновленных полотен насчитывает уже 23 работы Алексея Кокеля.
Уроженец села Тарханы был первым из чувашских художников, получивших академическое образование. Однако в силу различных причин достойных исследований о его жизни и творчестве в Чувашии практически нет. По словам профессора ЧГУ, зав. проблемной научно-исследовательской лабораторией А. Кокеля Владимира Васильева, беда в том, что мы в этом смысле варимся как бы в отдельном котле, а Кокеля надо рассматривать в контексте европейской, мировой культуры.
Ученик П. Чистякова и И. Репина особо почитаем в Украине. Там он организовал кафедру рисунка в Харьковской академии дизайна и искусств. В этой же академии много лет проработал в качестве ректора. Его рисунки и по сей день выставлены в стенах академии как эталон мастерства. Однако самая большая коллекция его работ находится именно в Чувашии, в фондах ЧГХМ.
Половина из восстановленных работ, представленных на выставке, была отреставрирована еще в начале девяностых годов при поддержке грантов Минкульта России. Однако музеев в стране много, грантов на всех не хватает. И уже через несколько лет реставрация практически остановилась. Положение спас совместный проект ЧГУ им. И.Н. Ульянова и Харьковской государственной академии дизайна и искусств, который предусматривал восстановление работ художника силами студентов-дипломников кафедры реставрации этой академии. В первый год такого договора на реставрационную практику в Чебоксары вместе с реставратором Натальей Берестюк приезжали четыре студентки-дипломницы. Сейчас реставрацией занимаются Елена Панченко и Марина Коряковцева. Они уже закончили ХГАДиИ и сегодня являются аспирантками нашего ЧГУ им. И.Н. Ульянова, пишут диссертацию по социальной философии.
Марина и Елена приезжают восстанавливать кокелевские работы уже три года. В свой осенний приезд они «законсервировали» четыре полотна, чтобы сейчас продолжить реставрацию. Работы выбирали по степени разрушения. Выбранные пейзажи и этюды уже практически рассыпались. «Есть полотна и в еще худшем состоянии, – признаются реставраторы. – Но там требуется разрабатывать отдельную технологию. А из того, что мы можем сделать сейчас, незамедлительная помощь требовалась именно этим картинам». Например, на одном из пейзажей, а это изображение родной улицы Алексея Кокеля в Тарханах, из-за состарившегося красочного слоя полотно начало деформироваться. Основа не выдерживала толстого слоя краски и выгибалась «пузырем». Елена и Марина везли из Харькова поливиниловый спирт и специальным глютиновым клеем ставили краску «на место». Причем, чтобы разработать клей именно для этой картины, осенью они увозили в свою лабораторию пробы с поверхности картины. Теперь полотну возвращена первоначальная эластичность, оно не будет деформироваться и осыпаться при натягивании на подрамник.
Елена Панченко и Марина Коряковцева – научные сотрудники кафедры реставрации Харьковской академии дизайна и искусств. В Харькове у них хватает работы. В реставрации сегодня нуждается множество раритетов на просторах бывшего СССР. Но они продолжают ездить в Чувашию и спасать полотна Кокеля. Причем за свой счет. Сейчас приходится оплачивать даже регистрацию в Чебоксарах. Они же – иностранки. Жилье предоставляет им ЧГУ им. И.Н Ульянова.
Нам бы хотелось успеть сделать как можно больше, говорят гостьи из Харькова. Следующий свой приезд они планируют в ноябре. Но и им понятно, что такие приезды не бесконечны. Еще полгода, год. А что дальше?
У музея есть амбициозные задумки показать работы Кокеля в престижных музеях, которых они достойны и где уже были представлены с большим успехом еще до революции. Например, в Риге или в Мюнхене. В Академии художеств, наконец, где он начинал свой путь. «Но для показа надо иметь работы в приличном состоянии, – замечает главный хранитель ЧГХМ Георгий Исаев. – Потому и осуществляется сегодня этот проект. Шаг за шагом. Миллиметр за миллиметром. Но это сложный процесс. Из всего наследия, нуждающегося в таких работах, сейчас восстановлена лишь пятая часть».
В музее нет своего штатного реставратора, имеющего лицензию на труды подобной сложности. Пока в республике нет даже профессионального реставрационного стола, не говоря о материалах и специальной лаборатории, что не устают с удивлением констатировать приезжающие специалисты. Поэтому судьба многих художественных раритетов, мягко говоря, давно вызывает беспокойство у музейщиков. Не существует и местных грантов по этой тематике, хотя сохранение художественного наследия – дело не менее важное, чем фольклорные шоу.
Нынешняя выставка кроме самих отреставрированных полотен Алексея Афанасьевича Кокеля дает возможность оценить усилия реставраторов, почувствовать всю сложность такой работы – каждое восстановленное полотно сопровождает фотография, сделанная до начала работы специалистов по продлению жизни старых шедевров. Как говорится, почувствуйте разницу.

Опубликовано: 13 августа 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.