Вчера ночью в Москве на 90-м году ушел из жизни великий русский писатель, историк, публицист, общественный деятель Александр Солженицын. С его кончиной исчезает целая эпоха, которую, без сомнения, будут олицетворять и его имя, и его книги, ставшие энциклопедией российской трагедии XX века.
Соболезнования в связи с кончиной писателя выразил Президент страны Дмитрий Медведев. В пресс-службе правительства страны сообщили, что председатель правительства России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Александра Солженицына.
Сейчас в обязательную школьную программу включена повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где в мельчайших деталях описана жизнь советского политзаключенного номер Щ-854. В 1962 году повесть стала настоящим шоком. Сразу ставший знаменитым писатель был даже выдвинут на Ленинскую премию. В России успела тогда увидеть свет еще одна его повесть – «Матренин двор». Но с окончанием «оттепели» тема лагерей и «шарашек» в литературе и публицистике вновь стала запретной. Запретным стало и имя писателя, и все последующие книги Солженицына советские граждане читали в «самиздате». Кстати, за такой «самиздат» КГБ наказывал с особой суровостью. Когда в 1974 году нобелевский лауреат был арестован и насильственно выдворен из СССР, его судьбу разделяли и его читатели. «Особо любознательные» мотали срок по полной. Чаша сия не обошла и чебоксарских диссидентов. «Самиздатовский» тираж «Архипелага ГУЛАГ» и «Ракового корпуса» в столице республики оказался по тем временам довольно внушительным.
В Россию Александр Исаевич вернулся в 1994 году. Внимание СМИ к этому событию было огромным, но писателя встретила уже совсем другая страна. Он не принял Россию Ельцина, отказался от ордена Андрея Первозванного. Его решение в прошлом году принять Государственную премию из рук Владимира Путина показало, что классик отчасти примирился с новым российским государством. Да и сам Владимир Путин после посещения Солженицына в Троице-Лыково дал понять журналистам, что некоторые идеи, которые взялись осуществлять он сам и его команда, навеяны рекомендациями автора статьи «Как нам обустроить Россию».
Однако непосредственно с представителями СМИ Александр Исаевич соглашался беседовать весьма редко. Тем отраднее, что именно журналистам Межрегиональной лиги журналистов (тогда – Приволжской лиги журналистов), вице-президентом которой является главный редактор «Советской Чувашии» А. Соловьев, удалось в октябре 2002 года провести с писателем разговор о том, что же такое истинная демократия, ставший единственным в своем роде коллективным интервью с писателем на страницах российских газет. Свои вопросы беспощадному критику «многомиллионного тунеядного управительного апппарата» посылали журналисты Нижнего Новгорода, Перми, Казани, Пензы, Ульяновска, Самары, Уфы. Ответил Александр Исаевич и на вопрос «Советской Чувашии». «СЧ» беспокоило, что общество стало равнодушным к писательскому слову, и, может быть, устоять на ногах литературе поможет закон о творческой личности? Солженицын согласился тогда, что чтение художественной литературы резко сократилось, и это внушает тревогу за наше будущее. Но никакие «законы» тут не помогут, высказал он свое мнение, напомнив и о разрушительном действии телевизионного верхоглядства. Это пространное интервью было опубликовано в «Советской Чувашии» 29 октября 2002 года.
Солженицын давал множество наставлений российским гражданам. Его «жить не по лжи» известно даже тем из молодых, кто, мягко говоря, не слишком знаком с его книгами. Но уже сегодня в интернетовских блогах снова развернулась полемика об уроках этого великого человека, главным из которых остается урок демократии. В отношении нее у автора «Ивана Денисовича» не было никаких иллюзий, но главным он считал готовность к правде и преодоление препятствий на этом пути, потому что другие дороги ведут к номерам Щ-854.
Опубликовано: 5 августа 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики