Совсем недавно ведущей солистке оперы Марии Елановой присвоено звание «Заслуженная артистка России». Хороший повод вспомнить творческий путь певицы.
Ноябрь 1992 года. Чувашия готовится к II оперному фестивалю им. М.Д. Михайлова. В «Царской невесте» заглавную партию всегда исполняла примадонна театра Зоя Андреева. Самое красивое, легкое и подвижное сопрано. Но судьба распорядилась так, что в день спектакля трагически погибшую певицу проводили в последний путь, а вместо нее на сцену вышла молодая выпускница Нижегородской консерватории Мария Еланова.
Родилась Мария в селе Янгорчино Вурнарского района в многодетной семье. Отец любил играть на гармони, вместе с мамой пели. Любовь к музыке передалась и детям. Мария уже в раннем детстве мечтала учиться пению профессионально. Но, приехав в Чебоксары, пошла работать на ХБК: растерялась, не знала, где учат вокалу.
Освоившись, Мария разузнала про музыкальное училище и, преодолев волнение, спела приемной комиссии и поступила. Ее распределили в класс Агриппины Зосимовны Ивановой. С молодым преподавателем сложились дружеские отношения. С большой любовью Мария вспоминает и о своей второй «музыкальной маме» — консерваторском педагоге В.А. Вороновой. Валерия Андреевна, представительница Петербургской школы пения, бережно относилась к голосам студентов, прививала им тонкий вкус. Марию же она благоволила. Девушка того заслуживала талантом и трудолюбием.
…Дебют в партии Марфы в «Царской невесте» произвел фурор. Марии были поручены все лирико-колоратурные партии репертуара театра. Со временем к ним добавились и партии драматического сопрано (Тоска, Амелия в «Бал-маскараде»). Пела во всех премьерах. Именно «на Еланову» была поставлена «Травиата» Дж. Верди, где она была на высоте и в игре, и в вокале. Спектакль этот стал одним из зрелищных за историю театра.
Но жизнь певицы не замыкалась только театром. Она совершенствовала свой талант на мастер-классах, ездила по Европе. Разрываясь между домом и Веной, три года посещала уроки Юлии Хамари, оттачивала мастерство у Евы Блаховой. Высокую оценку своего мастерства чувашская певица получила, выступая в Венском музыкальном салоне Гизи Хёллер, где собираются творческая элита, профессионалы.
Среди особых достижений Марии следует выделить партию Царицы ночи в «Волшебной флейте» В.А. Моцарта, одну из самых сложных в мировой оперной литературе. В репертуаре нашего театра «Флейты» нет, но выступления певицы в этой опере с успехом прошли в Турции, в оперном театре Анкары.
Свидетельством признания таланта Елановой стал сольный диск, выпущенный компанией «Gold music», где записаны песни и арии из опер как зарубежных, так и русских и чувашских композиторов.
Творческую карьеру певицы могла бы надломить большая беда — потеря сына. Но удар судьбы не сломил ее. Глубокие переживания с особым чувством и естеством проявились в пении и актерской игре.
Сергей ЕВДОКИМОВ.